
Фетти Доменико
Краткая справка из БСЭ:
Фетти, Фети (Fetti, Feti) Доменико [около 1588, Рим (?), – 16.4.1623, Венеция], итальянский живописец. Учился в Риме у Л. Чиголи; с 1613 работал в Мантуе, с 1622 – в Венеции. Испытал влияние Караваджо, А. Эльсхеймера, мастеров венецианской школы 16 в. Писал главным образом картины на библейские и мифологические сюжеты ("Исцеление Товита", начало 1620-х гг., Эрмитаж, Ленинград), а также портреты. Особенно характерны для Ф. небольшие картины на темы евангельских притч [Дрезденская картинная галерея, Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция, и др.]. Религиозные сюжеты Ф. трактовал как жанровые сцены, изображая их в пейзаже, эмоционально созвучном переживаниям героев. Произведения Ф. отличаются чёткостью композиции, психологической выразительностью колорита, выдержанного в чистой гамме светлых и холодных тонов, широкой свободной манерой письма.
Цитаты:
Характернее всего для Фети - именно его близость к жизни и, при этом, все же какая-то независимость по отношению к ней, в существе его природы лежащая неспособность ограничиться методичным натуралистским копированием действительности. Фети первоклассный портретист (Эрмитаж хранит его "Портрет актера", одно из высших достижений в этой области), он восхитительный пейзажист, нашедший ряд совершенно новых формул mise en scene, полных неожиданности и свежести (возьмем, для примера, декорации его дрезденских "Притч"215 или его "Рынок" в Вене); он прекрасный живописец тела, а в своей "Меланхолии" он возводит в картину этюд с натуры с не меньшей силой, нежели сам Караваджо. И вот, даже в последнем случае, в живописи Фети явно сквозит всюду богатый на вымыслы поэт, всюду есть что-то свободное, мы бы сказали игривое, что не позволяет его отождествлять с упорными, педантичными фанатиками-натуралистами.
У Фети бойкость вяжется с остротой наблюдения, богатство инвенции - с необычайно изощренным чувством меры, феноменальная виртуозность - с "солидной" техникой. Единственно, в чем сказывается его принадлежность к эпохе упадка, - это в известной мелочности форм и опять-таки, как у Строцци, в отсутствии более широких замыслов. Фети всегда остается "кабинетным" художником, не только по формату своих картин, но и по всему характеру своего творчества.
Картины: