История живописи
Живопись "золотого века" в средней Италии
III - Ученики и последователи Леонардо
6 - Чезаре да Сесто
Особенностью Содомы является свет, посредством которого он разграничивает планы и достигает впечатления бесконечного пространства. Влияние Леонардо сказывается при этом самым решительным образом в той закутанности и в той мягкости, которые сообщает Содома картинам оттенками своих нейтральных тонов. Флорентийский "Св. Себастьян" - почти "гризайль", писанная оливково-коричневой, желтой и серо-голубой красками. В то же время эта картина так же, как и превосходное "Воскресение" в Неаполитанском музее, представляет собой один из наиболее ранних примеров "contre jour'a" в итальянском искусстве. Роль солнца в "Св. Себастьяне" играет ангел, спускающийся с мученическим венцом; в "Воскресении" таким же центральным светилом является сама фигура Христа. Мастерство, с которым переданы в обеих картинах потоки всюду проникающих, всюду зажигающих блестки и отсвечивающих лучей, почти уже предвещает разрешения аналогичных проблем Клодом, Нэром и другими мастерами XVII века, появляющимися в истории живописи сто лет после Содомы и посвящающими себя всецело разработке световых проблем в пейзаже.
Ближе всего из всех ломбардцев подошел к грации, к мягкой орнаментальности форм Винчи Чезаре да Сесто40, один из первых характерных маньеристов истории искусства, красивый, но совершенно холодный художник.
Что Сесто был не только внешним подражателем, но что он постарался проникнуть и в некоторые тайники творчества Леонардо, доказывают его большие картины - "Крещение" (у герцога Скотти в Милане) и "Поклонение волхвов" (в Неаполитанском музее), в которых не только встречаются леонардовские мотивы в головах, фигурах и группах, но в которых поражает необычайная значительность декорации, особенно на неаполитанской картине с ее превосходно нарисованным высохшим деревом (приходит даже на ум, не пользовался ли Сесто этюдом Винчи), с ее фоном, так красиво расстилающимся позади грациозной руины и густолиственной рощи, уходящей за верхний край картины. Здесь скомбинированы с чрезвычайным остроумием пикантные контрасты между мягкими и твердо отчеканенными формами41. Однако, в общем, искусство Сесто никогда не трогает - оно всегда остается каким-то внешним, "официальным", лишенным душевной теплоты. Эти черты решают безусловным образом все вопросы относительно некоторых картин Сесто, формально настолько совершенных, что возникает "желание" приписать их Леонардо, и, несомненно, не принадлежащих тому трепетному гению, который мог создать "La Vierge aux rochers" и "Джоконду"42.
6 - Чезаре да Сесто
40 Чезаре родился в 1477 г. в Сесто Каденде. Еще молодым человеком он жил в Тоскане, состоя помощником Перуцци. С 1507 г. по 1512 г. Чезаре в Милане, а затем в Риме, где он сошелся с Рафаэлем. Умер в 1523 г. Вопрос о том, в какое именно время Сесто приблизился к Леонардо, до сих пор не решен.
41 Некоторые исследователи хотят видеть в этих "декорациях" картин Сесто (а также в пейзаже "Св. Иоанна" эрла Крофорда, которого тоже приписывают Сесто) работы его товарища и сотрудника Бернаццано, об иллюзионистском мастерстве которого Вазари рассказывает чудеса. Известным подтверждением того, что эти богатые декорации не самого Сесто, является целый ряд картин последнего, содержащих фигуры на черном "пустом" фоне.
42 Можно оставить творчество других последователей Леонардо без подробного обсуждения. Лучшее, что ими сделано - это некоторые портреты или образы Мадонны, отличающиеся замечательно красивыми ликами; к их достоинствам принадлежит также высокое совершенство техники. Но именно в смысле отношения к жизни, к природе, к самой сути "Возрождения", никто из них не дал чего-либо ценного. Даже и тогда, когда они, по рецепту учителя, копируют с величайшим усердием отдельные куски натуры, напр., цветы в эрмитажной "Коломбине" (считающейся произведением любимца Винчи - аристократа-любителя Мельци), смоковницу в берлинской "Помоне" (его же?), декорацию в лондонской копии "Madonne aux rochers" (исполненной А. де Предис), декорацию в копиях "Бахуса-Крестителя", даже и тогда им не удается создать нечто живое. Видно именно копирование, а не чувствуется переживание, проникновение. Часто совершенно неожиданно эти ученики самого передового и жизненного художника впадают в грубый архаизм и схематизм. Так, декорация луврской картины Марко д'Оджоне (1470 - 1540?) напоминает падуанцев; "городская площадь" позади Мадонны Джампетрино Рицци в галерее Боргезе - венецианцев беллиниевского круга. Бернардино де Конти (1450 - 1522?) даже прибегает к плагиату у Винчи и все же остается глубоким "провинциалом". Для полноты перечисления нужно еще назвать Андреа Салаи, Франческо Наполетано, Джироламо Алипранди, Амброджо де Предис.