Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
III - Ученики и последователи Леонардо

2 - Андреа Соларио. Джованни Антонио Больтраффио

Андреа Соларио. Отдых на пути в Египет. Милан. Геллерея Польди. Пеццоли.
Ближе к Леонардо подходит Андреа Соларио, которому в год переселения Леонардо в Милан было лет двадцать пять25. Он уже прошел к тому времени местную школу и не мог в дальнейшем освободиться вполне от известной чопорности и тяжести; однако в лепке тела, в безупречном рисунке, в внимательном изучении светотени, наконец, в пейзаже сказывается, что Соларио успел дополнить свое образование самым пытливым всматриванием в искусство переселившегося в Милан флорентийца.

Еще несколько робок образ Соларио в миланской Брере "Мадонна со святыми", но уже и здесь восхитительно передан мягкий светящийся горизонт, на котором вырисовываются спокойные, тяжелые линии голубых гор и расстилающаяся у подошвы их, орошенная рекой равнина. Лишь падуано-венецианская кулиса справа и условно-скалистый мостик слева26 вносят примитивные ноты в пейзаж27. Более в духе Леонардо исполнена "Мадонна, кормящая Младенца" в музее Польди Пеццоли. Особенно здесь ясно говорит о художественной зрелости Соларио (на сей раз и о несомненном влиянии Леонардо) мягкий, почти импрессионистски трактованный пейзаж, видимый слева в окне; рядом с алой драпировкой, висящей у стены, светло-зеленые холмы, голубые горы и озеро производят впечатление удивительной воздушности. В другой картине того же музея "Бегство в Египет" (1515 г.) мы имеем редкий в итальянской живописи того времени пример "лесного" пейзажа, напоминающего как некоторые этюды Леонардо, так и современные картины нидерландцев - Давида или Патинира.

Чезаре де Сесто. Поклонение волхвов. Неаполитанский музей.
Шедевром Соларио считается очаровательная картина Лувра "La Madonne au coussin vert"28. Здесь мастер одним из первых прибегает к мотиву, в котором сочная масса листвы, трактованная смело и просто, без мелочности кватроченто (и как бы даже в духе Тициана), играет ту роль "фолии", которую до сих пор исполняли парчовые занавески или архитектурные массы. Одно это сообщает всей картине впечатление тишины лесной чащи. Но и во всем духе композиции ее чувствуется шедшее от Леонардо веяние, его призывы изучать и любить природу29. Глубокое знание форм выдает малейшая подробность: простой и "интимный" наклон Богородицы, жест ее руки, надавливающей на грудь, шаловливая и совершенно естественная поза Младенца, ухватившего рукой свою пухленькую ножку. Все здесь объединено, связано, все органически цельно. В типе Мадонны меньше леонардовских черт, нежели в ликах, созданных Луини и Бельтраффио, однако леонардовской, ренессансной сути в этой картине безусловно больше, нежели в картинах более точных подражателей великого мастера. Глядя на эту картину, веришь, что Соларио мог написать и тончайший, столь жизненный портрет, известный под прозвищем "Belle Feroniere" (Лувр), веками считавшийся за произведение Леонардо.

Бельтраффио был миланским аристократом, отдавшимся всецело обаянию Леонардо и посвятившим себя живописи30. Леонардо отвечал на его преданность полным доверием, и когда Винчи принужден был после нашествия французов оставить Милан, то Бельтраффио было поручено наблюдение за "Академией" мастера и его мастерской. И, однако, Бельтраффио остался на всю свою жизнь тяжеловесным ломбардцем, и ему так и не удалось переработать своей манеры, своей красочности, всего своего отношения к живописи согласно указаниям обожаемого учителя. Он заимствовал у Винчи тип красоты (что можно объяснить отчасти общностью позировавших натурщиков), но Бельтраффио всегда легко отличить от Леонардо именно по тому, что он совершенно лишен одухотворенности, что он всегда как-то грузен, массивен и чересчур педантичен. Зоркие глаза ликов Леонардо превращаются у него в сонные или просто пустые; типичная припухлость век Винчи, придающая такую чарующую томность, у Бельтраффио получает какую-то утрированную мясистость, а нежно закругляющиеся овалы, созданные учителем, под кистью Бельтраффио заплывают и каменеют.


Примечания

25 По другим, едва ли, однако, достоверным сведениям, Соларио родился около 1440 года и был, следовательно, лет на десять старше Леонардо. Соларио принадлежал к семье луганских художников, которая дала целую плеяду превосходных архитекторов и скульпторов. Брат его, Кристофоро "il gobbo", был одним из знаменитейших ваятелей своего времени, и вместе с ним Андреа совершил путешествие в Венецию (в 1490 г.), во Францию и, вероятно, во Фландрию, в Рим (около 1514 г.) и Неаполь. Во Франции Андреа был занят для известного мецената, кардинала д'Амбуаз (с 1507 по 1509 г.). С 1515 г. он снова жил в Милане и, должно быть, здесь и умер (в 1527 г.?). Ближе всего к Соларио подходит французский художник Симон Мальи, работавший с 1535 г. в Авиньоне.

26 Такой же мостик в характере Карпаччио мы видим и на "Распятии" в Лувре. Впрочем, дальний план этой же картины совершенно нидерландский.

27 В некоторых картинах Соларио видно сильное влияние Антонелло да Мессина, пребывавшего в Милане, когда Соларио был еще юношей. В других констатируют влияние ближайшего к Леонардо ученика его - Бельтраффио; однако надо помнить, что последний был почти на семь лет моложе Соларио.

28 В Эрмитаже имеется старинная копия с этой картины.

29 Мотив тяжелой зеленой массы в центре картины и по сторонам ее, "проспектов" на ясные дали, мотив этот мы знаем из образа Фромана "Неопалимая купина" в Эксе. Произведение Фромана Соларио мог видеть на своем пути в Амбуаз и Гальон. Но как совершенно иначе эта схема здесь использована. Ту картину писал "ребенок" - только детское воображение могло подсказать художнику мысль посадить Марию на целую рощу. В картине же Соларио сказывается "психология зрелости". Для него Царица Небесная превращается в символ материнства; он не делает из деревьев трона Марии, но заставляет ее искать приют в тени густой зелени.

30 Джованни Антонио Бельтраффио, или Больтраффио, родился в 1467 году в Милане, умер в 1516 г. или позже. Сопутствовал Леонардо в 1513 году в Рим.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.