Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
III - Ученики и последователи Леонардо

3 - Бернардино Луини

При всем том Бельтраффио - большой мастер, превосходный знаток своего дела. Ему вполне можно приписать такие шедевры, как эрмитажную "Мадонну Литта" и "Св. Людовика" в петербургской галерее гр. Строганова. Но только первая картина наводит на мысль, что перед нами набросок Леонардо, доконченный учеником; это превосходно исполненная "классная задача" и в то же время несколько "загубленное" произведение. Также и прелесть "Св. Людовика" всецело должна быть отдана Леонардо. Он лишь мог сочинить чарующий образ такого андрогина, образ, превращенный Бельтраффио в портрет щеголеватого красавца.

Содома. Воскресение Христово. Неаполитанский музей.
Очень ясно сказывается отступление Бельтраффио от Леонардо (или, вернее, его "недостижение" Леонардо) в отношении его к природе в целом. Бельтраффио предпочитает ничего не писать в фонах своих картин; зато он усердно копирует разные подробности, всякую "мертвую натуру", располагая ее на первом плане: цветы, одежды, уборы, вазы и прочее - все это освещая тем белым "погребным" светом с черноватыми тенями, который делает его предвестником другого ломбардца - Караваджо. В прекрасной картине Берлинского музея "Св. Варвара" Бельтраффио написал и разработанный пейзаж, но фон в этой картине недостоин ученика Леонардо, и совершенно примитивны там отдельные кустики фиалок и символическая башня, имеющая скорее вид перечницы. В своем шедевре, в поразительном по пластичности образе "Мадонна семьи Казио" (Лувр) Бельтраффио пишет фон в характере далей Перуджино, но лирическую мягкость последнего он заменяет чем-то черствым и навязчиво-определенным. Именно из этой картины явствует, где настоящие источники "натурализма" Караваджо, столь тупого в сравнении с гениальной жизненностью "золотого века".

Иначе отражает искусство Леонардо Бернардино Луини31. Но и Луини в лучшую свою пору, когда он ближе подошел к Леонардо32 (уже после смерти Леонардо - в работах 1520-х годов), производит часто впечатление, будто он ограничивается пользованием теми же натурщиками, которые позировали Винчи (очевидно, здесь перед нами простое подражание, ибо модели, служившие Леонардо в 1480-х и в 1490-х годах, были в 1520-х годах старцами); в то же время самая суть учения Леонардо оставалась ему недоступной. Нашему искушенному времени Луини дорог тем, что в нем так много наивного, детского, и, кроме того, его успеху в широких кругах способствует та черта его искусства, которую можно назвать "раз и навсегда принятой системой красоты". Однако наивность противоречит смыслу Ренессанса, а "красивость" Луини лишена жизни и вдобавок заимствована.

Б. Луини. Смерть перворожденных. Фреска из Пелукки в миланском Брере.
С личностью Луини "не тянет познакомиться ближе". Картины мастера наводят на предположение, что беседы его сводились к обсуждению обывательских вопросов, к однообразным специальным толкам. Он отлично знал свое ремесло и благоразумно держался испытанных заветов.

Но достаточно взглянуть на его вечно спокойные, ровно совершенные произведения, чтобы отбросить навсегда сложившиеся о нем легенды, рисующие его каким-то романтическим героем. Известно, что он вместе с Брамантино (бывшим лет на 20 старше Луини) расписывал фресками виллу Пелукку близ Монцы, и в связи с этим фактом существует рассказ об авантюрах Луини. Однако если он и встретился где-то с Брамантино, то и следов влияния причудливого Суарди на искусстве Бернардино не найти - это превосходное, но вполне умеренное и притом бессодержательное"декоративное" искусство33. Что же касается рассказов о любовных похождениях Луини, то им не веришь - настолько его искусство отражает флегматичность и спокойное довольство.

Примечания

31 Бернардино происходил, по всей вероятности, из Луино на Лого Маджоре и родился около 1480 г. Кто был его учителем, в точности неизвестно, но в ранних картинах Луини сказывается влияние Бергоньоне и Брамантино. Напротив того, влияние Леонардо обнаруживается в работах позднейших, относящихся к 1520-м годам. В это время он становится известным по всей Ломбардии и получает заказы из разных городов. К 1525 г. относятся его фрески в Саронно, к 1526 г. - его произведения в Комо, к 1528- 1529 годам его прекрасные фрески в Лугано, к 1530 г. - его работы в миланском Сан Маурицио. Умер Л., вероятно, около 1532 г.

32 Среди учеников Винчи он не числился, но свое преклонение перед мастером он выразил хотя бы в том, что поместил (по памяти) портрет Леонардо на одной из своих фресок в Саронно.

33 Исключением во всем творении Луини является фреска в Брере "Перенесение ангелами тела св. Екатерины". Однако всмотревшись внимательно, видишь разницу между идеей этой романтической, достойной немецких назарейцев композиции и ее исполнением. Эта композиция повторена мастером и на фреске "Мучение св. Екатерины" в церкви Сан Маурицио в Милане.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.