Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
III - Живописцы позднего Ренессанса

1 - Типичные художники

Аньоло Бронзино. Переход через Черное море. Фреска в капелле Palazzo Veccho. Флоренция.

Характеристика искусства Джулио Романо приложима, по существу, к творчеству всех прочих художников средней Италии, выступивших в дни Микель Анджело и Рафаэля или явившихся после них. Некоторых флорентийцев мы уже имели случай коснуться выше. Величайший среди них, Андреа дель Сарто, не подходит сюда потому, что, при известной слабости духовной стороны его творчества, оно все же пленяет не одними только красками и формами, но и чуткостью, поэтичностью, унаследованными от кватроченто. Однако уже последователи Сарто-Пулиго и Понтормо иного склада и представляются художниками холодными и условными, исключительно "стилистами". Прочие же живописцы средней Италии, родившиеся в конце XV и в первую половину XVI века, порывают окончательно со всякой чувствительностью и стараются лишь выказать свое превосходное знание древних и мастерское владение всеми "открытиями века".

Этими открытиями являлись в чисто-художественной сфере ритмичность и монументальность композиции, виртуозная гибкость линий, полнота форм, равновесие масс, свобода в распоряжении перспективными знаниями. Главное внимание художники устремляли теперь на человеческую фигуру, которую они, внешне подражая Микель Анджело, сгибали во все повороты и заставляли принимать самые замысловатые позы. Особенно славились те художники, которые хорошо владели ракурсами. Анатомия превратилась даже в мономанию: творчество самых выдающихся мастеров посвящено было тому, чтобы выказать свои знания в мускулатуре и в костях. То, что в искусстве Леонардо являлось результатом энтузиастского изучения законов жизни, что под кистью и резцом Микель Анджело было средством для выражения безумной любви художника к человечеству, то, в чем Рафаэль воспевал прелесть и красоту здоровой чувственности, то у типичных художников середины века становится чисто формальной системой.

Совершенно понятно, что эти художники неспособны пленить нас и что они не занимают в истории живописи первых мест рядом с теми, от кого они происходят, и с теми, кого они предвещают. Тем менее могут они привлечь внимание в книге, лейтмотивом которой является пейзаж. Едва ли наберется в чрезвычайно обильном творчестве средней Италии этого периода хотя бы два десятка произведений, в которых чувствовалось бы биение жизни природы в целом, и таких, в которых пейзаж (и вообще декорация) играли бы значительную роль. Все фоны, все, что служит "объединяющей средой", можно всюду без ущерба для значения картины заменить просто нейтральным или черным тоном14. Обстоятельство это заставляет нас отнестись к позднему Ренессансу в средней Италии более поверхностно, нежели к другим периодам истории, и ограничиться краткой характеристикой главнейших корифеев, некогда пользовавшихся преимущественным интересом исторической критики15, ныне же способных занять лишь одних специалистов.

Глядя на художественное творчество Средней Италии как бы с птичьего полета, мы заметим, во-первых, одну характерную особенность: более чем когда-либо доминирует над всеми прочими художествами архитектура. Даже многие лучшие художники (среди них Перуцци, Вазари, Тибальди) представляются скорее архитекторами, занятыми "и живописью", нежели живописцами, занятыми и архитектурой.В зависимости от этого находится чрезвычайное развитие подрядового способа ведения живописных работ, предназначенных, главным образом, служить убором дворцов и церквей. В свою очередь, подрядовый способ привел к спешке, к пользованию готовыми формулами, к чему-то безличному.

Еще мы можем наблюдать следующее явление. В общих однородных массах художественного творчества пробиваются отдельные, по существу с ними не связанные струи. С севера на юг устремляются потоки того художественного вкуса, которые привели к новому оживлению итальянского искусства согласно идеям так называемого "барокко": искания затейливости, вычурности, изощренность световых проблем и все усиливающийся реализм. С юга навстречу им, и частью сплетаясь с ними, идет непрестанно развивающийся культ классицизма, какая-то схоластика форм, увлечение "игривой" и "бессодержательною" декоративностью.

Для удобства изложения важно расчленить все художественное творчество данного периода на группы, объединенные общностью идеалов или, за неимением таковых, общностью приемов. Можно, например, говорить о "круге рафаэлитов", довольно обширном и просуществовавшем многие годы после смерти Рафаэля. Обширнее, однако, "крут Микель Анджело". Несмотря на его личное одиночество и отстраненность от прочего художественного общества, он все же, помимо своей воли, оказал одними своими произведениями подавляющее влияние на творчество своего времени, и, благодаря этому влиянию, изменилось самое направление всего развития живописи. Наконец, аналогичную с Микель Анджело, в своем роде тоже "революционную" роль играет еще один мастер начала XVI века - Корреджо; вокруг последнего очень быстро образуется третья из больших групп средне-итальянской живописи, его же влияние сказывается и в Венеции и за пределами Италии.

Примечания

14 Поражает также среди декоративных работ того времени увлечение монохромными имитациями барельефов золотых, бронзовых или каменных. В полном смысле слова "модной" становится и "гротеская" живопись. Чисто узорчатыми мотивами покрываются теперь огромные площади стен и плафонов.

15 Какие длинные главы отданы, например, у Вазари Россо, себе самому, Цуккаро, Дочено.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.