Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV века
XI - Живописцы конца XV века

1 - Лучшие художники. Обзор

Филиппино Липпи. Святой Филипп исцеляет бесноватого. Фреска в церкви Santa Maria Novella во Флоренции.

С 1450-х и 1460-х годах родились во Флоренции несколько первоклассных живописцев, но из них лишь один Леонардо да Винчи может быть выделен совершенно, как основатель нового течения в искусстве, тогда как остальные художники этого поколения продолжали разрабатывать то, что уже было найдено их старшими товарищами и учителями.

Все это творчество конца XV века отмечено одним стилем, изысканным и в то же время несколько еще примитивным. В живописи данного периода заметна известная робость, частью объяснимая недостаточным усвоением накопившегося наследия знаний, частью отражающая перелом в культуре - борение двух начал: средневекового и ренессансного. Лучшими из художников конца века являются: недостаточно до сих пор исследованный Франческо Ботгачини, сын Фра Липпо Липпи - Филиппино, Лоренцо ди Креди, Пьеро ди Козимо, Рафаэллино дель Гарбо и Бастиано Майнарди.

Филиппино, ученик Боттичелли (отца он потерял в раннем возрасте), является как бы утрированным, доходящим до карикатуры отражением искусства своего учителя; Боттичини и Креди продолжают искусство Верроккио, первый в резкой и энергичной, второй в более мягкой и даже как бы расслабленной форме; Пьеро ди Козимо, в высшей степени впечатлительная натура, отражает самые разнообразные явления, начиная с искусства своего воспитателя Росселли и кончая живописью Гуго ван дер Гуса; Гарбо, ученик Филиппино, не оправдавший возложенных на него надежд, также соединяет в своем изощренном, но поверхностном искусстве разные приемы и веяния; наконец, Майнарди представляет из себя ослабленную парафразу искусства Гирландайо.

Ныне почти единогласно приписывают Боттичини знаменитую картину Флорентийской Академии "Сын Товия с тремя архангелами" - один из самых славных памятников тосканской живописи, носивший еще не так давно имена и Боттичелли, и Поллайоло, и Верроккио. Несомненно, что перед нами картина 1470-х годов, за это говорит ее резкий скульптурный стиль и некоторая чопорность движений. Несомненно также, что эта картина отражает влияния Пьеро деи Франчески - в пейзаже, и Полайуоло - в типах и фигурах. Не исключена возможность, что перед нами картина Верроккио, ибо что знаем мы верного о живописи знаменитого ваятеля? Но если действительно автор ее - ученик примитивного Нери ди Биччи, Франческо ди Джованни71, то в этом художнике нужно видеть большого мастера, несправедливо забытого и непонятным образом в свое время затертого.

Особенно хорош в этом торжественном образе пейзаж: далекая, тускло-серая, напоминающая своим тоном окрестности Ассизи равнина с рассеянными по ней деревцами и с протекающей широкой, светящейся под вечерним небом рекой. Рядом с пейзажами в портретах герцога Урбинского и его жены - работы Пьеро деи Франчески - это одна из самых красивых и правдивых "панорам" в итальянском искусстве XV века.

Франческо Боттичини. Сын Тови с тремя архангелами. Флорентийская Академия.
Достоверные работы Боттичини в Эмполи делают атрибуцию ему "Архангелов" весьма вероятной и позволяют, с некоторыми оговорками, отнести ему еще луврскую "Богородицу в славе" (считавшуюся за произведение Росселли и Верроккио), "Мадонну" в музее Польди Пеццоли в Милане, "Поклонение Христу" в Моденской галерее, полный изумительного реализма образ св. Моники, окруженной монахинями, в церкви Сан Спирито и, наконец, "Распятие" и "Коронование Богородицы" в Берлинском музее. Всюду в этих картинах мы встречаем тот же "патетический дух", ту же силу экспрессии, а в моденском "Поклонении" и пейзаж похож на тот, что стелется в картине "Архангелы".

Напротив того, до странности сухим, "бездарным" представляется Боттичини во фреске "Крещение" церкви св. Андрея в Броцци; эта фреска является беспомощной имитацией картины Верроккио, причем пейзаж имеет устарелый чопорный характер и даже достоин скорее современника Мазолино или отсталого сиенца, нежели мастера, создавшего панораму "Архангелов". В глубине берлинского "Распятия" пейзаж также довольно схематичен, но интересно здесь отметить наличность "германских мотивов" - лишнее доказательство того влияния, которое имели картины северных живописцев на флорентийцев.

Нервный, судорожный, болезненный Филиппино Липпи - типичный художник для fin de siecle'a, для доживающей известный период культуры72. Это тот же Сандро Боттичелли, но окончательно потерявший всякое равновесие и впавший в какую-то истеричность. В чисто техническом отношении Филиппино, однако, более зрелый мастер, нежели Сандро.

Свою художественную деятельность Липпи начинает с того, что заполняет пробелы в оставленных шестьдесят лет до того фресках Мазаччо в капелле Бранкачи. Здесь он пропитывается классической простотой своего предшественника и прообраза и тем самым уже выражает свое умение приспособляться - свой эклектический, гибкий нрав. Но затем он уходит в сторону и создает особый стиль, род какого-то "барокко раннего Ренессанса", в котором все имеет характер выверта, ужимки, гримасы, экстаза или надрыва. Виртуозность Филиппино выражается при этом во всем: в удивительной живости поз и движении, в сложности и "легковейности" драпировок, в великолепии архитектурных частей, в яркости красок, доходящей до светящейся силы нидерландских картин, в их изумительном подборе и, наконец, в безупречной перспективе.

Крайне характерно для Филиппино его отношение к античности. Подобно душе Боттичелли, и его душа была средневековой, целиком охваченной христианскими идеалами. Быть может, его мучило сознание, что он обязан своим существованием тяжкому греху, совершенному его родителями - монахом, похитившим монахиню. Однако во Флоренции эпохи Лоренцо Великолепного средневековое строгое отношение к христианству было уже чем-то отживающим, и, напротив того, теперь всеми владело увлечение языческой древностью. То, что за тридцать лет и раньше началось в Падуе, нашло себе путь к окончательному выявлению на берегах Арно. Итальянцы 1470-х и 1480-х годов мечтали превратиться в римлян времен Августа. Усердно откапывались статуи, уже никого больше не смущавшие и освобожденные от церковного проклятия. Сами папы принялись собирать их.

Примечания

71 У Биччи Франческо Боттичини пробыл год и бежал от него. Впоследствии Франческо был записан в братство "Il Raffa", которое и поднесло церкви Сан Спирито картину трех архангелов, писанную, по всей вероятности, одним из членов братства.

72 Филиппино родился в 1457 г.; возможно, что первым его учителем был дон Диаманте, но с 15-летнего возраста он находился под руководством Сандро Боттичелли. Остается, впрочем, невыясненным, сопровождал ли Филиппино своего наставника в Рим или нет. В 1486 г. им написан гениальный образ для флорентийской Бадии "Видение св. Бернарда"; с 1487 по 1502 г. Филиппино расписывает фресками церковь S. MariaNovella (капеллу Строцци); с 1488 по 1490 г. работает над росписью капеллы Караффа в церкви La Minerva в Риме. Умер младший Липпи 18 апреля 1504 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.