Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
X - Последователи Караваджо

6 - Живописцы переходного времени

Первый, придерживаясь в общем стиля Корреджо, часто прибегал к чисто натуралистическим приемам композиции и метода151. Серебристый тон и отдельные удачные куски в станковых картинах Скидоне отводят ему если не особенно видное, то все же почетное место среди живописцев переходного от чинквеченто к сеиченто времени. Напротив того, его фрески в моденском Municipio, содержащие некоторые "приятные мысли", все же слишком условны и не возвышаются над уровнем посредственных монументальных работ эпигонов ренессанса. - Канласси, личность которого до сих пор очень недостаточно изучена и произведения которого, без сомнения, ходят под чужим именем, является одним из самых достойных потомков Корреджо и обнаруживает, в то же время, сильное влияние натурализма. Во всей итальянской живописи сеиченто нет художников, которые так красиво передавали бы серебристое сияние человеческого тела, нежели этот мастер, сочетавший виртуозность исполнения с необычайным для итальянца "спокойствием" приемов. Чтобы найти нечто подобное его венской "Клеопатре", нужно искать среди произведений величайшего натуралиста "порембрандтовского" периода в Голландии - Вермэра Дельфтского. - Наконец, подлинными натуралистами являются несколько итальянских портретистов, о которых мы будем говорить подробнее во второй части нашего труда152. К натуралистам, по самой их специальности, можно причислить живописцев мертвой натуры. Особенно близко к формулам самого Караваджо подходит специалист по изображению музыкальных инструментов - Баскенис153, картины которого, с их плотной "эмалевой" техникой, принадлежат, при всей ограниченности тем, - к самому красивому, что создало итальянское искусство середины XVII века.

Примечания

152 Среди них болонец, ученик Рени - Пиер-Франческо Читтадини, умерший в 1693 г., и венецианцы: Тиберио Тинелли (1586-1638 гг.), Себастиане Бомбелли (1635-1716 гг.) и Никколо Кассана (1659-1713 гг.), а также великий бергамский живописец фра Витторе Гисланди (1645-1743).

153 Evaristo Baschenis родился в Бергамо в 1617 г., умер там же в 1677 г. Превосходная картина мастера в бергамской галерее Каррара.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.