Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
X - Последователи Караваджо

3 - Нидерландские караваджисты

Герард Хонтхорст. Пирушка. Уфицци. Флоренция
Ряд нидерландских караваджистов открывает знаменитый в свое время антверпенец Абрагам Янсенс136, вернувшийся из Италии еще до 1601 года и, таким образом, привезший первые вести о новом живописном евангелии, до возвращения на родину Рубенса. Янсенс мощный, несколько грубоватый художник, унаследовавший от Эртсена и Беклара чисто нидерландскую способность передавать в какой-то чрезвычайно "аппетитной" манере плотность и "крепость" вещей. От Караваджо Янсенс перенял то красивое спокойствие, которое заменило модную в нидерландской живописи конца XVI века вертлявую изощренность, а главное, - на примерах итальянского мастера он выучился во всем обращаться к натуре. Янсенс по духу скорее голландец, нежели фламандец, и, кажется, ему более, чем кому-либо, обязан развитием своего специфического вкуса величайший, рядом с Рубенсом, художник Фландрии - Иордане, также во многих отношениях тяготевший скорее к трезвому материализму, характерному для северных Нидерландов, и сумевший достичь полного совершенства в том самом, на что указывали Караваджо и Янсенс, а именно - в каком-то "прославлении плоти".

Цезарь Эвердинген. Вакханалия. Дрезденская галлерея
Из остальных нидерландских караваджистов особенно внушительными представляются Гендрик Тербрюгген137 и Герард Зегерс138; первый удостоился несколько преувеличенной похвалы Рубенса, посетившего мастера в Утрехте и заявившего, что Тербрюгген "единственный истинный живописец Голландии"; второй - автор великолепного, полного выражения и романтической красоты "Отречения св. Петра" в Эрмитаже и вообще едва ли не самый интересный из фламандских мастеров, стоявших в стороне от Рубенсовского крута. В том же характере, как Тербрюгген и Зегерс, и очень близко к самому Караваджо, работали фламандец Теодор Ромбоутс139 и голландец Бронкхорст140. Все четыре мастера отличаются более светлой гаммой и более цветистыми красками, нежели остальные караваджисты.

Примечания

136 Abraham Janssens, прозванный "Van Nuyssens", родился в Антверпене в 1575 г. (а не в 1567 г., как это обыкновенно считается); ученик, с 1585 г., Яна Снеллинка; в 1601 г. - мастер; как предполагают, Италию Я. посетил до этого года, ибо уже и в ранних произведениях сказывается влияние Караваджо; в 1610 г. он, во всяком случае, зачислен в братство "романистов", в 1606 г. мастер-декан гильдии. Считается, что Ромбоутс и Зегерс были его учениками. Женат был с 1602 г. на дочери Петера Гуткинда. Умер художник в Антверпене 25 января 1632 г. Из произведений его назовем: "Аллегорическое изображение Шельды" (1610 г.) в Антверпенском музее, несколько картин в соборе Антверпена и в церкви Св. Карла, "Помона" и "Атланта" в Берлинском музее (близкие к ним четыре картины неизвестного мастера, изображающие времена года, в собрании графини О. И. Голенищевой-Кутузовой; возможно, однако, что в последних работах следует видеть произведения П. де Греббера), картины в музеях Аугсбурга, Брауншвейга, Касселя, Кельна, Вены. Последние произведения Янсенса носят более ясные отражения влияния Рубенса и Иорданса.

137 Hendrik Terbrьggen родился, по одним сведениям, в Обер-Исселе в 1581 г., по другим - в Утрехте в 1588 г.; сын адвоката, переселившегося в Утрехт из-за религиозных смут; ученик, как и большинство голландских караваджистов, Абр. Блумарта - "великого учителя Голландии", о котором мы еще будем говорить в дальнейшем; в 1604 г. Т. отправился в Италию, где он пробыл до 1614 г.; с 1616 г. признан мастером; в лице германского императора, короля испанского и князя Радзивилла Т. имел весьма ревностных поощрителей; умер художник в Утрехте 1 ноября 1629 г. Произведения Т. хранятся в музеях Аугсбурга ("Человек с кружкой", 1627 г.), Касселя ("Флейтист", 1621 г.) Копенгагена ("Осмеяние Христа"), Готы (1627 г.), Шверина ("Освобождение св. Петра"), Стокгольма (два пандана 1626 г.), в собрании художника П. Мейергейма в Беррине и ратуше Девентера ("Четыре евангелиста", 1621 г.).

 138Gerard Segers, Seghers или Zegers? родился в Антверпене 17 марта 1591 г.; ученик Гендрика в. Балена и Абрагама Янсенса; признан мастером в 1608 г. По возвращении из итальянской поездки он отправился в Мадрид, где был занят несколько лет работами для Филиппа III; вернулся в Антверпен в 1620 г.; с 1637 г. состоял придворным живописцем наместника Фердинанда; в 1646 г. был деканом гильдии; умер З. 18 марта 1651 г., оставив после себя роскошный дворец, полный художественных сокровищ. К концу жизни (об этом свидетельствует и Зандрарт) Зегерс, в угоду изменившемуся вкусу, совершенно отказался от своей прежней манеры и стал усиленно подражать Рубенсу и ван Дейку. Образцы творчества превосходного мастера находятся в церквях Антверпена, Гента и Брюгге (в последнем городе, в Notre-Dame, шедевр его второй манеры "Поклонение волхвов"), а также в музеях Антверпена, Брюсселя, Мадрида, Вены, Стокгольма и др.; рисунки Зегерса - в Дрездене, в музее Teyler в Гарлеме, в Эрмитаже и в венской Альбертине.

139 Theodor Rombouts родился в Антверпене 2 июля 1597 г.; ученик Франса Ланкфельта и Абрагама Янсенса; еще до получения звания мастера Р. посетил (в 1616 г.) Рим и Флоренцию; в 1625 г. мастер жил в Антверпене. Постройка роскошного дома втянула художника в долги, что, как кажется, ускорило его кончину (14 сентября 1637 г.). Последние годы Р. очень приблизился к манере Рубенса, не будучи, однако, в состоянии подойти к роскошному колориту последнего. Для этой второй манеры Ромбоутса особенно характерен его "Христос в гостях у св. Августина" (1636 г.) в Антверпенском музее; картинами, характеризующими мастера в качестве "караваджиста", обладают музеи Мюнхена, Эрмитажа ("Картежники" и "Кухня", последняя в сотрудничестве с Абр. в. Утрехтом) и Академии Художеств ("Концерт"), Мадрида, а также Лихтенштейнская галерея в Вене.

140 Знаменитый в свое время Jan Gerritsz van Bronkhorst из Утрехта (1603-1662 гг.?) числился с 1639 г. в утрехтской гильдии, с 1650 г. жил в Амстердаме; он был учеником Пуленбурга. Произведения Бронкхорста встречаются в музеях Амстердама ("Раздача милостыни", 1657 г.), Брауншвейга (два "Концерта", 1644 г.), Геттингена (собр. университета), Утрехта ("Юпитер и Меркурий"). Мастеру принадлежит также ряд красивых офортов.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.