История живописи
Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
X - Последователи Караваджо
5 - Гверчино
5 - Гверчино
6 - Живописцы переходного времени145 Хорошая копия с этой картины работы В. Д. Серебрякова находится в Императорской Академии Художеств. Там же имеется копия с картины Гвидо "Плач над Телом Господним" работы С. А. Живаго; последняя картина - одно из свидетельств временного влияния Караваджо на Гвидо.
146 Jacopo Cavedone родился в Сассуоло (Моденская область) в 1577 г.; сын аптекаря, изгнавшего его из дому; юношей заинтересовался Караччи (по другим сведениям, Каведоне, сын посредственного живописца, был послан на счет родного города в учение к Караччи); закончил К. свое образование в Венеции на изучении Тициана; по возвращении К. в Болонью, Гвидо взял его к себе в помощники в Рим, но художник скоро вернулся в Болонью, где женился; после громких успехов первого времени, очень скоро начался упадок К. отчасти благодаря семейным несчастьям (жену художника считали бесноватой, сын умер от чумы); наконец, рассудок мастера помрачился после падения с лесов во время работ в болонском S. Salvatore; К. закончил жизнь в 1660 г. в совершенной нужде. Картины мастера чрезвычайно редки. Лучшие находятся в музеях Лувра ("Св. Цецилия"), Вены ("Св. Севастиан"), Прадо ("Поклонение пастухов"), Болоньи ("Мадонна со св. Петронием", 1614 г.), Мюнхена ("Pieta") и Модены ("Мадонна со святыми"), а также в болонской церкви S. Paolo (считается его шедевром "Поклонение волхвов"; Альбани приравнивал эту картину к Тициану).
147 Pier Francesco Mola родился 9 февраля 1612 г. в Кольдрерио, близ Комо; сын архитектора; попав юношей в Рим, М. поступил к Арпино, позже в Болонье отец определил его к Альбани; наконец, М. попал под влияние Гверчино, который, как говорят, исполнился завистью к своему юному сопернику. Последние годы М. жил в Риме, найдя себе мощных покровителей в папах Иннокентии X и Александре VII. Умер художник в 1668 г., накануне отъезда во Францию, куда он был приглашен Людовиком XIV. -Кроме упомянутых произведений, назовем фрески М. в римском Gesu, картины в S. Carlo la Corso, "Историю Иосифа" в Квиринале. - H. Voss приписывает М. и великолепный портрет, т. наз. "Fulvio Testi", в Брере, считающийся работой дель Каиро. Однофамилец M., Giovanni Battista M., работал в Безансоне, однако мнение, будто он был французом, ошибочно.
148 Особенно изысканностью эффекта отличается фон на дрезденской картине "Геро и Леандр".
149 Bartolommeo Schedone, или Schidone, родился около 1570 г. в Модене; ученик, согласно Мальвазии, Караччи; С. пользовался особым благоволением герцога Рануччио, пожаловавшего мастеру дом в Фелегаре; умер с горя, проиграв значительную сумму денег, в 1615 г. Картины С. очень редки; хорошие образчики его творчества можно видеть в Эрмитаже, в Неаполитанском музее, в церквях Пьяченцы и Модены. Много общего со Скидоне имеет пармский живописец Giulio Cesare Amidano (15607-1628 гг.).
150 Guido Canlassi, или Cagnacci, родился в 1601 г. в Сант-Арканджело, близ Римини; ученик Гвидо Рени в Болонье; закончил жизнь придворного живописцем при цесарском дворе в Вене; мастер умер в 1681 г. Лучшие картины К. находятся в музее Вены, в Мюнхенской Пинакотеке, в галерее San Luca в Риме; две характерные картины имеются и в Эрмитаже.
151 Одно другому не противоречит; ведь и великого знатока света - Корреджо можно, на ряду с Джорджоне и Тицианом, считать за "первого натуралиста".