Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
X - Последователи Караваджо

4 - Геррит ван Хонтхорст. Цезарь ван Эвердинген

Самым популярным среди голландских караваджистов до сих пор остается "Gherardo dalle notti", как принято в Италии называть старшего Хонтхорста141. И нужно отдать справедливость Хонтхорсту, что его "пирушки" и "концерты", для которых мастер предпочитает пользоваться таинственным освещением тусклых свечей и лучин, до сих пор не утратили своей прелести, до сих пор вводят нас в интимное понимание той дальней эпохи. В подобных картинах, помимо чисто технического "фокуса", новостью было самое их исполненное уютности настроение. Местами Хонтхорст несколько сух и педантичен; ему часто недостает той теплоты художественного темперамента, той страстности, которые составляют основную прелесть искусства Рембрандта. Но современники, "не видавшие еще Рембрандта", должны были относиться к мастеру без тех запросов, которые мы к нему предъявляем, и, в частности, сам Рембрандт был несомненно во многом обязан тому из своих соотечественников, который доказал, что достойна внимания простая правда, полны красоты и поэзии сами обыденные сцены, - стоит только художнику внимательнее к ним приглядеться142.

Гверчино. Утренняя заря. Фреска в Казино виллы Лудовизи. Рим
Завершает ряд крупных голландских художников круга Караваджо Цезарь ван Эвердинген143

Магдалина и два ангела

. Наряду с картинами бытового характера этот мастер попытался (с 1648-го по 1650 г.), участвуя в

 убранстве Оранского зала в замке Босх, использовать формулы натурализма для декоративной живописи. Однако эти картины Эвердингена, несмотря на всю красоту и яркость их красок, поражают той же чертой, которой отличаются многие "безвкусные" декоративные работы XIX века, - какой-то неуместной в стенописи тривиальностью. Даже работы Греббера, Хонтхорста, Тульдена и Иорданса кажутся, вопреки всей их "материальности", всему их игнорированию "академических приличий", - благородными и стильными рядом с теми группами голых натурщиц, посредством которых голландский мастер пытался выразить какие-то аллегории. Однако, в свою очередь, "забегание" Эвердингена на два века вперед заставляет выделить его среди современников и видеть в нем совершенно своеобразного и крупного мастера.

Еще один итальянский художник должен быть зачислен в ряды караваджистов - это Гверчино144, и как раз ему, в лучшую пору его деятельности, удалось с несравненно большим успехом, нежели Эвердингену (и лет за двадцать до опыта последнего в Гааге), применить натуралистические приемы к декоративно-монументальной живописи. - "Аврора" в плафоне Казино виллы Лудовизи в Риме менее популярна, нежели "Аврора" в Казино Роспильози, но насколько все же произведение Гверчино свежее и убедительнее знаменитой фрески Гвидо Рени. Последний удосужился поместить на потолке красивую картину "барельефной" композиции, причем совершенно не позаботился о требованиях плафонной оптики, пренебрег ракурсами и изобразил даже дальний пейзаж. Гверчино, отнесшись к задаче с полной последовательностью, как бы "вскрыл" потолок украшенного им помещения, и зритель видит в отверстых небесах, поверх развалин, в которые переходят стены зала, - богиню утра и ее свиту как бы действительно несущимися над головой. Фреска пострадала от времени и реставрации, но, вероятно, в тедни, когда она была только что написана, она давала полную иллюзию правды и должна былаГверчино. Погребение св. Петрониллы. Капитолийский музей. Рим  казаться прямо чудесной. И ныне она все еще чарует как остроумием своего trompe loeilя, так и бравурностью исполнения. Восхитительны также сочетания ее густых красок, объединенных несколько черноватыми тенями.

Примечания

141 Старший и более популярный из братьев Honthorst родился в Утрехте 4 ноября 1590 г.; сын "шпалерного" живописца (Kleerschryver); ученик Абрагама Блумарта; прожив несколько лет в Италии, Хонтхорст поступил в утрехтскую гильдию в 1622 г., но в 1637 г. мы находим запись его и в гаагской гильдии, что следует поставить в связь с заказами, исполнявшимися прославленным мастером для двора штатгальтера (с 1641 г. он состоял придворным живописцем Вильгельма II); с 1652 г. X. снова живет исключительно в Утрехте; в 1628 г. мастер был приглашен ко двору английского короля Карла I, но оставался в Лондоне недолго; не мало работ X. исполнил и для курфюрста Бранденбургского, а также для королевы Богемии, которой художник в 1651 г. ссудил 35000 гульденов. Слава X. привлекала к нему массу учеников, среди которых мы находим его брата Вилельма, Иоахима Зандрарта и несколько княжеских особ. Последнее время мастер стал, видимо, подражать более модной манере ван Дейка, однако аристократическая элегантность последнего превратилась под кистью бывшего караваджиста в томительную вылощенность. Умер Хонтхорст 27 апреля 1656 г. Картины мастера встречаются почти во всех главных музеях и во многих частных коллекциях; наиболее характерные произведения для караваджеского периода мы находим в флорентийской галерее Уффици, в Лувре, в Дрезденской и в Дармштадтской галереях, в Эрмитаже; наиболее значительные портреты в Гаагском музее и в пригородном замке "Huis ten Bosch". - Подражатели Хонтхорста бесчисленны и принадлежат к разнообразным школам. Наиболее интересны среди художников, специализировавшихся на передаче искусственного освещения: Маттэус Стомер (его картинами, относящимися к 1630 г., изобилует Неаполитанский музей; одна картина и в Эрмитаже приписывается ему) и датчане - Бернгард Кейль (1625-1687 гг.) - ученик Рембрандта, и Вольфганг Хеймбах (1635-1677). Г. Доу и Г. Схалькен (1643-1706 гг.) обновили формулу Хонтхорста тем, что они перешли от картин с крупными полуфигурами к "кабинетным" картинам с фигурами в рост.

142 Формулы освещения, при всем расстоянии от добросовестного искусства Хонтхорста к гениальному искусству Рембрандта, у обоих мастеров зачастую одинаковы. Это Хонтхорст, а также Эльсгеймер, научили лейденского юношу обращать внимание на самую прелесть игры света и теней.

143 Cesar Boetius van Everdingen родился в Алькмаре около 1617 г.; ученик Бронкхорста; с 1634 г. (?) числится в гильдии родного города (в 1644 г. им написаны органные створки в церкви S. Lorenz там же), в 1651 г. вступает в гарлемскую гильдию; умер мастер 13 октября 1678 г. в Алькмаре. Из произведений Эвердингена упомянем: очень сильные групповые портреты в алькмарской ратуше (1641 г.); курьезный групповой портрет, в виде уличной сцены с Диогеном посреди, в Гаагской галерее, картину "Юпитер и Семела" в Стокгольмском музее. Превосходный пейзажист Альберт Эвердинген был младшим братом Цезаря (родился в 1621 г.).

144 Giovanni Francesco Barbieri, прозванный за свое косоглазие "Guercino", родился 2 февраля 1591 г. в Ченто (Феррарская область); ученик нескольких посредственных живописцев в Болонье, а также Лодовико Караччи; очень рано художник обнаружил свое исключительное дарование, и в дальнейшем он занял положение одного из самых видных живописцев Италии; шведская королева Христина посетила Гверчино в его мастерской, а короли английский и французский тщетно пытались пригласить мастера к своему двору; наконец, герцог Мантуанский возвел художника в рыцарское достоинство. Из Болоньи Гверчино отправился в Рим, где он пробыл до смерти своего покровителя, папы Григория XV (в 1623 г.), после чего поселился в Ченто, исполняя бесчисленные заказы, поступавшие к нему со всех концов Италии, и лишь изредка перемещаясь в тот или другой город для писания на месте картин и фресок (напр., фрески в куполе собора Пьяченцы). Чтобы иметь возможность всецело отдаться художественному труду, Гверчино передал все заведование своего хозяйства брату своему Паоло Антонио, который до самой смерти тщательно вел бухгалтерию и переписку Гверчино, и эти сохранившиеся до наших дней записи служат лучшим источником для определения достоверности работ, приписываемых знаменитому мастеру. Умер Гверчино в Болонье в 1666 г. Из многочисленных учеников его назовем: Эрколе, Бенедетто и Чезаре Дженнари (Gennari), феррарца Дж. Бонати ("Giovannmo del Pio", 1635-1681 гг.), венецианца Себ. Бомбелли и неаполитанца Маттию Прети. Некоторые картины Чезаре Дженнари совершенно подходят к манере Гверчино, и, вероятно, часть произведений, считающихся ныне за Гверчино, принадлежат кисти этого его близкого родственника и друга. - Бомбелли, родившийся в 1635 г. в Удине, принадлежит к лучшим портретистам сеиченто. - О Прети мы уже говорили и будем еще говорить. - Кроме того, черты сходства с Гверчино обнаруживает масса художников, из которых мы назовем: Джузеппе Галепинни из Форли (умер в 1638 г.), Джузеппе Мария Фегателли (1660-е гг.), а также позднейших представителей семьи Дженнари: Чезаре дЭрколе (1637-1688 гг.) и Карло Джан Франческо (умер в 1790 г.).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.