Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV века
V - Умбрийский стиль живописи

2 - Стиль Синьорелли

Лука Синьорелли. Эпизод из жития святого Бенедикта. Аббатство Монте Оливето.

Тело у Синьорелли остается при этом всегда падуанским, точно сформованным из той же массы, из которой сложены его скалы и дворцы; он даже не достиг той гибкости, которую сам суровый Мантенья сумел под старость передать в своем "Парнасе". Но важно уже то, что прелесть линий тела интересует Синьорелли, что ему удается убедительно передать ее, что вообще у него тело - не "раздетое", стыдливое, "готическое" тело Боттичелли, но торжествующее нагое тело Ренессанса. У него нагие люди показывают себя без жеманства, ибо они не сомневаются в том, что их плоть свята. Громадную эволюцию во взглядах означает появление этого нового начала (вернее, возобновление древнего начала) в искусстве, особенно в творчестве такого аскета и ригориста, как Лука.

Особняком стоит в творении Синьорелли одна из его фресок в монастыре Монте Оливето Маджоре в окрестностях Сиены (1497 года). Она изображает чудо, случившееся с двумя монахами-бенедиктинцами в харчевне. Все здесь исполнено самого последовательного натурализма, и больше всего поражает "северный", прямо "голландский" эффект этой уходящей в глубину и темнеющей к фону комнаты с ее простеньким камином, с ее закоптелым деревянным потолком, с ее лестницей, ведущей в антресоли, и с открытой на вольный воздух дверью, в которой силуэтом вырисовывается фигура воина. Эта картина вместе с одной из фресок Доменико Бартоло в сиенской больнице является прямо чудом среди условного в общем искусства кватроченто. Вдруг, в противоположность всему характеру своих школ, оба мастера отказались от пользования традициями и теоретическими знаниями, а просто-напросто обратились к действительности и нашли в ней полностью то, что в XIX веке стали называть "мотивами, достойными воспроизведения". Насколько, однако, шаг этот был для того времени смелым, показывает то, что Синьорелли, несмотря на полную и поразительную удачу, ни разу с тех пор уже к нему не возвращался. Очевидно, итальянцу эпохи Возрождения этот прием казался слишком тривиальным, обыденным и недостаточно декоративным.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.