Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV века
XI - Живописцы конца XV века

2 - "Античный дух" Филиппино Липпи

Только что был учрежден и культ древней философии, становившейся постепенно соперницей чисто церковной образованности. "Хороший тон" требовал знать толк в древних обычаях и нравах, в надписях, барельефах и орнаментах, а в строительстве предписывалось пользоваться исключительно формами античного искусства, несмотря на то, что самый дух древнего зодчества был чужд новому времени.

Филиппино Липпи. Поклонение волхвов. Галлерея Уффици во Флоренции.
Лучшее, что создано Филиппино, - религиозные картины. Они - полная искреннего чувства исповедь его души, столь же трепетной, печальной или восторженной, как душа Боттичелли. Но не эти картины создали главный успех мастера при жизни его, и не за них расточает похвалы Филиппино Вазари. Игнорируя религиозную сторону произведений кватрочентиста, историк XVI века не находит зато слов, чтобы прославить знание Липли античного быта, да и на фресках мастера мы видим прямо в чрезмерном обилии свидетельства этих знаний, бросающиеся тем более в глаза, что они не вызваны "декоративной необходимостью", что они как бы все соединены механически - "коллекционированы". Иногда эти вычурные сопоставления всякой всячины, заимствованные мастером с ваз, орнаментов, медалей, монет и саркофагов, производят даже мучительное впечатление какой-то мании.

Сильнее всего эта коллекционерская страсть Липли к классическим древностям обнаружилась во фресках капеллы Строили в церкви Santa Maria Novella, написанных всего несколько лет после окончания фресок Гирландайо в том же храме - в 1502 г. Вазари говорит, что "этот труд был исполнен с таким искусством, с таким превосходным рисунком, что в каждом зрителе фрески вызывали изумление новостью и разнообразием редкостных предметов". И историк перечисляет все, что поражало современников: "здесь изображены воины, храмы, трофеи, пики, знамена, одежды, обувь, головные уборы, облачения жрецов и проч.". Однако общее впечатление, получаемое от этой росписи, вовсе не то, что мы имеем от аналогичных произведений Мантеньи. Там схвачен самый дух Рима, и каждая вещь занимает то место, которое она должна занимать, удовлетворяя требованиям строгой стильности. Все логично и исполнено спокойного величия. Здесь - самые разнохарактерные детали сопоставлены вперемежку, и общее впечатление не то напоминает вычурность некоторых позднеготических ретаблей, не то предвещает роскошный "сумбур" поздних барочных уборов. В частности, у Мантеньи здания просты и правдоподобны, у Липли же ни одной постройке "не веришь", а многое даже прямо некрасиво и нелепо.

Теми же недостатками, но в меньшей мере, страдают и фрески мастера в Риме, в доминиканской церкви S. Maria sopra Minerva, по-видимому, отразившие впечатления, произведенные на флорентийца величественными развалинами форумов. Декорация на фреске "Диспут св. Фомы Аквинского" даже изящна и ритмична. Святой сидит в богатой нише, составляющей род беседки, прислоненной к дворцу. Но особенно удались здесь Липпи совершенно просто списанные с натуры ведуты тогдашнего Рима, видимые в фоне через промежутки между отдельными частями здания. В своей непосредственности городские эти виды, рисующие без прикрас романтическую одичалость "города", скорее приближаются к произведениям венецианцев и даже нидерландцев.

Определенно "германский" характер носят и пейзажи на всех лучших картинах мастера: на "Видении св. Бернарда" (Бадия во Флоренции), на восхитительном по краскам "Поклонении волхвов" (Уффици) и на "Мадонне со святыми" (Сан Спирито). Всюду поражает смесь замеченных с натуры деталей с подробностями, навеянными картинами Гуса, Мемлинка и Роже. Особенно ясно эта черта выражается в архитектуре - в изображениях замков и городов, носящих исключительно "немецкий" характер. Попадаются, правда, у Филиппино и падуанские элементы: отвесные скалы, руины, отдельные камни, однако, все это трактовано так изящно, так тонко, с таким вкусом, что о суровой Падуе не вспоминаешь. Да и в самом этом переиначивании падуанских схем сказывается приверженность к нидерландским образцам. Ведь усердные этюды скал, холмов, деревьев встречаются и на картинах Боутса и Гэртгена. В сущности, Липли и в этих случаях комбинирует взятое им из самых разнообразных источников, но, руководствуясь примерами северных "готиков", он это делает с большим проникновением, нежели тогда, когда он тягается с Мантеньей в воссоздании древнего мира.

Отдельно стоят две небольшие картины Филиппино, в которых он является "чистокровным" флорентийцем. Мы говорим о "Смерти Лукреции" в галерее Питти и об "Эсфири" в музее Шантильи. Вероятно, это самые ранние картины мастера, ибо в них влияние Боттичелли сказывается с особой ясностью в группах небольших фигурок, разыгрывающих с удивительным ритмом обе сцены. О молодости и свежести мастера говорят и декорации - эти просторные, спокойные залы, в схемах напоминающие еще фоны в некоторых картинах Мазаччо и Беато, отлившиеся в бесподобно чистые, совершенные и гармоничные формы. Здесь веет тот же дух, что и в гениальнейшем произведении архитектуры XV в. - во внутренности церкви Сан Спирито во Флоренции. Это сама музыка, откристаллизовавшаяся в линиях и массах. Все и легко, и воздушно, и фантастично, в то же время все производит впечатление и стойкости, и логичности.

Одни фоны на картинах Липпи учат нас о характере эволюции его художественной личности. Начинает он свою деятельность с этих ясных, чисто тосканских портиков, увлекается затем, под влиянием нидерландцев (а может быть, и Перуджино), зеленым романтическим пейзажем северного характера с его буграми, лесами и причудливыми горами, затем попадает в 1488 г. в Рим и, начиная с этого момента, заражается общим культом античности, который отражается в его творчестве в какой-то странной, вычурной форме. Несомненно также, что под все усиливающейся "тревожностью" искусства Филиппино скрыты его душевные переживания. Едва ли мог этот впечатлительный человек оставаться в стороне от того "религиозного пожара", который вспыхнул благодаря пламенным речам Савонароллы и бушевал затем несколько лет. Ведь учитель Филиппино, Боттичелли, был настолько отравлен той же "религиозной малярией", что даже отрекся от своего искусства. Филиппино не отрекся, но в его живописи появилось нечто болезненное, какой-то надрыв, в котором, несомненно, выливались терзания религиозного порядка.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.