Тьеполо Джованни Баттиста

Краткая справка из БСЭ:

Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, — 27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы 18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731—32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750—1753), Мадриде (1762—70), Для ранних работ Т. (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и др. собрания). В 1735—50 произведения Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44). В 1750—60-х гг. Т. пользуется широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской АХ (1756—58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750—53, палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков. К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники ("Триумф Амфитриты", около 1740, Картинная галерея, Дрезден; "Поклонение волхвов", 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762—66 Т. исполнил ряд плафонов для Королевского дворца в Мадриде.

Творчество Т. завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16—18 вв. Фрески и картины Т. с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Т. выступал также как портретист (многофигурная композиция "Собрание в Арене", 1748—50, Пинакотека, Удине), был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов "Вари каприччи" ("Разнообразные причуды") и "Скерци ди фантазия" ("Шутки фантазии")].

Цитаты:

Последним подлинным гением итальянской живописи является Джованни Баттиста Тиеполо - в одинаковой мере и наследник искусства Веронезе, и образцовый представитель колоссальной "академической" науки. В истории барокко Тиеполо такой же предел, как Рафаэль или Тициан в ренессансе. Он соединил в себе все преимущества искусства своего времени, все его знания и при этом в своем творчестве ни на минуту не переставал быть радостным и свободным, точно и не ведал усилий и мучительной школьной связанности. Это был поистине "олимпиец", хотя мы и представляем себе мастера не иначе, как в атласном шлафоре и с париком на голове.

Читать о Тиеполо в тексте книги

И это не случайно, что все лучшее, созданное Тиеполо - плафоны, - в сущности, наименее осмысленный род живописи, неудобный для разглядывания, наименее допускающий в своей задаче "снять с дома крышу" и открыть вид на небесный простор, поиски чего-либо "замкнутого" и интимно-поэтичного. Над головами зрителя витают какие-то хороводы людей, обладающих способностью держаться в воздухе, скачут по облакам кони с тяжелыми колесницами, воздвигаются пирамиды и целые храмы, - и все это в целом жизненно, полно такой убедительности, что невольно начинает кружиться голова, точно и сам уже оторвался от земли, висишь где-то в пространстве. Головокружительный вихрь - это символ всего того времени, отказавшегося от прочного строительства жизни, пожелавшего вознестись в какой-то мир безболезненного и беспечального существования, не желая при этом расстаться ни с единым из наслаждений, даваемых плотью, землей, косной материей.

Читать о Тиеполо в тексте книги

Мы назвали Тиеполо представителем Венеции и представителем барочной живописи Италии, но этим еще не исчерпывается значение его грандиозной и, по самому своему существу, даже трагической фигуры в истории. Хохот злорадствующих демонов доносится с лазурных небес, из-за озаренных облаков Тиеполо; похоронный звон звучит в празднично-серебристом тоне его апофеозов, и есть нечто бесконечно-печальное, даже раздирающее, во всем этом "ликующем отчаянии". В нем сказывается не один упадок Венеции или уже совершившееся разложение остальной Италии, но и конец целого периода истории. Недаром Тиеполо разукрасил фресками столько церквей и соборов, дворец одного из важнейших сановников немецкого католицизма - вюрцбургского епископа, и замок "католического величества" испанского короля в Мадриде. Именно всюду, куда прибывала сияющая Аполлонова колесница Тиеполо, в свите которой мы с изумлением видим христианских святых, всюду затем наступали окончательные сумерки духовно-творческой жизни; в Испании же непосредственно за этим праздником раздался сардонический смех Гойи, которого во многих отношениях нужно считать учеником Тиеполо.

Читать о Тиеполо в тексте книги

Картины:

 

Джованни Баттиста Тиеполо. Ринальдо и Армида. Берлинский музей

Джованни Баттиста Тиеполо. Пир Клеопатры. Palazzo Labia. Венеция

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.