Труа Жан-Франсуа де

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

Труа, Жан Франсуа де (Troy, Jean François de) (1679, Париж — 1752, Рим) - французский живописец. С 1699 по 1706 учился в Италии на средства своего отца и учителя художника Франсуа де Труа (1645—1730). В 1708 был принят в Академию, в 1719 получил звание профессора. Ранние работы отмечены влиянием итальянской живописи, особенно Гверчино (Сусанна и старцы, 1715, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Лот с дочерьми, 1721, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Следуя легкомысленным нравам эпохи, он много писал женскую наготу, подбирая подходящий для этого сюжет, мифологический, библейский или галантный (Сусанна и старцы, 1727, Руан, Музей изящных искусств; Смерть Клеопатры, 1731, Страсбург, Музей изящных искусств; Рождение Венеры; Юпитер и Леда; Общество в парке, 1731, все — Берлин, Гос. музеи). В 1730-е по заказу короля де Труа выполняет декоративные работы для Версаля: Охоту на льва (1736, Амьен, Музей Пикардии) для Малых апартаментов короля, Обед с устрицами (1737, Шантийи, Музей Конде) для столовой и др. Де Труа писал удивительно легко и быстро, его композиции, хотя и несколько театральные, полны воображения и колористического богатства. Художника любили и уважали современники, особенно его ученики, т. к. он был превосходным педагогом, Вьен обязан ему многим. В 1738 де Труа назначен директором Французской академии в Риме; в эти годы он много работает над эскизами и картонами для мануфактуры Гобеленов (История Эсфири, История Ясона и Медеи). Свежесть и свобода эскизов художника, легкий и виртуозный мазок, живая фантазия и композиционное мастерство ставят де Труа в ряд выдающихся живописцев. Однако после 1750 художественные вкусы во Франции резко меняются, и в январе 1752 де Труа умирает в Риме, смещенный с поста, впавший в немилость и лишенный возможности вернуться в Париж.

Цитаты:

Близость к падуйской школе сказывается вообще во всем характере живописи Туры, в частности, и в пейзаже, в сценарии трагических сцен, изображаемых художником. Пейзаж Туры и пейзаж падуйцев-скварчионистов - это одна и та же вымышленная местность: сплошной камень, безотрадная проклятая пустыня. Среди этой Фиваиды тянутся к небу жалкие, высохшие (заимствованные у Скварчионе) деревья, и обстановка эта встречается даже на сравнительно "веселой" картине Туры в галерее Польди Пеццоли (в Милане) "Милосердие", изображающей девушку с пляшущими детьми.

Читать о Труа в тексте книги

В шедевре Туры, в картине, которую можно считать типом феррарской школы, в сверкающем пестрыми красками образе "Мадонны со святыми" (Берлинская галерея) позади построенного из мрамора и агата трона Царицы Небесной, из-под хрустальных ножек, держащих всю громаду престола, за террасой дворца, в котором "царит" Мария, открывается полный печали вид на "каменную землю". Один этот мотив узкой полосы блекло-серого пейзажа, видимой под ногами главных фигур, где-то очень далеко, характеризует всю идеологию феррарских художников.

Читать о Труа в тексте книги

Картины:

 

Жан-Франсуа де-Труа. Беседа в саду. Гравюра Кошэна

Ж. Ф. де-Труа. Возвращение с бала. Гравюра Боварлэ

Ж. Ф. де-Труа. Гермафродит и Сальмацис. Гравюра Долле

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.