Тинторетто Якопо

Краткая справка из БСЭ:

Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti), Якопо (29.9.1518, Венеция, — 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах ("Рождение Иоанна Крестителя", конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина "Чудо св. Марка" (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. В 50—60-х гг. 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость ["Введение Марии во храм", около 1555, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562—64, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан (см. илл.)]. Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение" и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений ("Бегство в Египет" и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. ("Битва при Заре", около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами "Тайная вечеря" в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Т. писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.

Проникнутое бунтарским духом творчество Т. ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.

Цитаты:

Увы, мы почти ничего не знаем, что думал, что говорил Тинторетто, этот "Микель Анджело Венеции", не сохранилось писем его, и лишь два-три анекдота указывают на то, что его творчество было какой-то "манией" работы, что он обладал энергией предельной степени и был к тому же чужд корысти. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Куда девалась "увесистость", "солидность" Тициана, Пальмы, Моретто, мягкая чувствительность Джорджоне и Лотто? Еще с последним Тинторетто имеет то общее, что и его фантазия не знает границ, что избыток темперамента мешает и ему работать планомерно. Но зато не осталось в живописи Якопо Робусти и следа исконных традиций венецианской школы: ее спокойного лиризма, ее внимательного изучения натуры.

Читать о Тинторетто в тексте книги

История живописи не знает более безумного, более вдохновенно-импровизаторского гения, нежели Тинторетто, не знает она и живописца более цельного, более верного самому себе. Но только эта цельность не основана на вдумчивом "уравнении" и соглашении частей, на разумном подчинении второстепенного главному, но исключительно обусловливается вдохновенным внутренним горением мастера. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством.

Читать о Тинторетто в тексте книги

1565 годом помечено знаменитое "Распятие" в "Albergo", или "Зале Совета" братства св. Роха. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) - каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Вместо того, чтобы представить маленький эскиз, как это требовалось по условиям задания, он втайне в несколько дней написал всю картину и вставил ее, при помощи задобренных сторожей, к назначенному для суда дню на то самое место, для которого она предназначалась. Когда собравшиеся эксперты стали протестовать против этой вольности художника, он объявил, что отдает картину даром. Результатом столь стремительного натиска было то, что заведовавшие школой поручили ему украшение живописью всего роскошного здания братства, на что Тинторетто и употребил, с некоторыми перерывами, остальные годы своей жизни.

Читать о Тинторетто в тексте книги

Картины:

 

Якопо Тинторетто "Рай", Лувр.

Тинторетто. Чудо святого Марка. Венецианская академия

Якопо Тинторетто. Даная.

Я. Тинторетто. Омовение ног. Эскуриал (фрагмент)

Якопо Тинторетто. Шествие на Голгофу. Скуола Сан-Рокко в Венеции

Якопо Тинторетто. Сусанна и старцы. Музей истории искусств. Вена.

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.