История живописи
Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
VII - Джованни Баттиста Тиеполо
1 - Мастер сказочной реальности
Последним подлинным гением итальянской живописи является Джованни Баттиста Тиеполо - в одинаковой мере и наследник искусства Веронезе, и образцовый представитель колоссальной "академической" науки96. В истории барокко Тиеполо такой же предел, как Рафаэль или Тициан в ренессансе. Он соединил в себе все преимущества искусства своего времени, все его знания и при этом в своем творчестве ни на минуту не переставал быть радостным и свободным, точно и не ведал усилий и мучительной школьной связанности. Это был поистине "олимпиец", хотя мы и представляем себе мастера не иначе, как в атласном шлафоре и с париком на голове.
В сущности, мы ничего документально не знаем о Тиеполо; биографические сведения ограничиваются лишь несколькими датами и двумя-тремя анекдотами, не проливающими настоящего света на личность мастера97. Мы даже не имеем возможности строго разделить творчество Тиеполо на периоды, ибо датированные его произведения начинаются лишь с 1737 г., когда ему было уже сорок один год. Мы только предполагаем, что картины, написанные более густой техникой и лишенные ясной и светлой гаммы, принадлежат к раннему времени; что к тому же периоду относятся и фигуры на картинах Канале и на гравюрах Марко Риччи, ведь едва ли в последующие времена заваленный монументальными работами мастер нашел бы досуг, чтобы заняться таким второстепенным творчеством. Однако, несмотря на все эти пробелы в наших знаниях, мы имеем полное представление о самой сущности Тиеполо как художника, поэта и мыслителя, именно потому что все его творения носят отпечаток одной воли, одного настроения, одного вкуса.
Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком. Оттенок же цинизма, также присущий его искусству, есть уже как бы результат этой системы вечно ясного и полного дневного освещения, при котором неминуемо исчезает всякое "благородство" миража и слишком ощущается уже ничем не прикрытый обман. В то же время эта черта Тиеполо открывает всю душу его времени (времени Казановы и Людовика XV), всю его ненасытную, но слишком опустошенную и усталую, не знающую иллюзий чувственность. Даже оперные боги Луки Джордано кажутся, рядом с голыми куртизанками и статистами Тиеполо, возвышенными и здоровыми существами.
Отчасти то же, что мы говорим о реализме света у Тиеполо, можно сказать и о всех других приемах его живописи. Как фигуры его явно обнаруживают воспоминания мастера о красивых куртизанках, о податливых моделях, так и деревья у него зачастую уже не условные массы, обрамляющие главное действие и сообщающие всему красивую орнаментальную устойчивость, это и не эффектные романтические кулисы, встречающиеся у Розы, Маньяско и Марко Риччи, но непосредственные куски натуры, не то предвещающие пейзажистов XIX в., не то даже напоминающие голландцев XVII в.98 Что же касается архитектур Тиеполо, то порой они, в своей абсолютной иллюзорности, доходят даже до чего-то безвкусного99. На фотографиях с фресок Тиеполо, в которых отсутствует возможность проверить на ощупь, практически невозможно сказать, что написано, а что на самом деле выпукло100.
96 Giovanm Battista Tiepolo, сын зажиточного моряка-коммерсанта (скончавшегося спустя год после рождения сына), родился в Венеции и крещен в церкви S. Pietro in Castello 6 апреля 1696 г. Принадлежность его фамилии к знаменитому патрицианскому роду Тиеполо отрицается. Первым учителем Дж. Б. был Грегорио Ладзарини, вторым - считается Маркантон Франческини, третьим - Пиацетта. Нужно думать, что самостоятельная деятельность мастера началась с 1720 г., однако до 1737 г. у нас нет точных сведений о его творчестве. К первому периоду относится его дружба и сотрудничество с Канале, результатом чего явились большие пейзажи первого с фигурами Тиеполо (в собрании князя Джованелли в Венеции, М. Н. Бенуа и Е. Ц. Кавос в Петербурге). Можно предполагать, что в начале же карьеры мастером совершено и путешествие по главным центрам Италии. К 1737 г. относится роспись виллы Вальмарана, близ Виченцы, уже в сотрудничестве с сыном Доменико (Т. женился в 1721 г. на Цецилии Гварди, от которой он имел девять детей) и с превосходным феррарским перспективистом Джироламо Менгоцци-Колонна (1688-после 1766); с 1737 по 1739 г. (и в 1747 г.) Т. занят исполнением заказа для церкви "dei Gesuati" (плафон "Раздача св. Домеником четок"); в 1743 г. им исполнена прекрасная роспись церкви и зала "скуолы" del Carmine; в 1740 - плафон "Триумф Геркулеса" в Palazzo Canossa в Вероне и тогда же восхитительный плафон "Триумф Аполлона" в Palazzo Clerici в Милане; к 1743-1744 гг. относится один из главных шедевров мастера - плафон "Перенесение Святого дома в Лоретто" в церкви "dei Scalzi" в Венеции; около этого же времени расписан им, в сотрудничестве с сыновьями и с тем же перспективистом Колонной, парадный зал дворца Labia; к 1745 г. относятся работы в "Капелле Коллеоне" в Бергамо, и возможно, что в этом же году он совершает вторичное путешествие в Милан и в Удине. В 1750 г. Тиеполо переселяется, по приглашению епископа Филиппа фон Грей-фенклау, со всей семье в Вюрцбург, и здесь в продолжение трех лет им исполнены фрески в "Зал императора" и плафон парадной лестницы "Резиденции", а также написана для придворной капеллы алтарная картина. По возвращении в Венецию Тиеполо в 1756 г. назначается на два года директором только что основанной Академии; в это же время им исполнено еще одно из "чудес живописи": плафон "Триумф веры" в церкви "della Pieta" на Riva dei Schiavone. B 1760 г. мастер получает подарок от Людовика XV. В 1762 г. он переселяется с обоими сыновьями в Мадрид, где ими исполнен плафон в тронной зале королевского дворца. Скончался Тиеполо в Мадриде 27 марта 1770 г. и похоронен в S. Martine. Вероятно, в Испании же скончался и Лоренцо Тиеполо, известный нам в качестве первоклассного гравера крепкой водкой.
97 Среди этих анекдотов едва ли не наиболее ценный тот, в котором рассказывается о страсти Цецилии Гварди-Тиеполо к игре - страсти, нанесшей сильный урон крупному состоянию мужа. К сожалению, однако, и этот анекдот основан лишь на устном предании.
98 Например, аллея ветел в одной из фресок виллы Вальмарана.
99 Невозможно сейчас решить вопрос, где в коллективных работах Тиеполо с перспективистом Менгоцци Колонной кончается Тиеполо и начинается Колонна, настолько результат работы представляется слитным и цельным. Но, во всяком случае, "ответственность" за все падает на Тиеполо, вне всякого сомнения, руководившего работой, дававшего его направление, требовавшего от своего сотрудника этой полной иллюзорности.
100 Например, фрески, иллюстрирующие Гомера на вилле Вальмарана, или роспись зала в Palazzo Labia в Венеции.