Эль Греко

Краткая справка из БСЭ:

Эль Греко (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, — 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействия маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано, Тинторетто).

Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине ("Мученичество св. Маврикия", 1580—1582, Эскориал; "Погребение графа Оргаса", 1586—88, церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое Семейство", около 1590—95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью ("Инквизитор Ниньо де Гевара").

Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. ("Снятие пятой печати", Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Лаокоон", Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба — 1610—14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян "Вид Толедо" (1610—14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Э. Г. в 17—19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.

Цитаты:

Пристрастие нашего времени к Греко имеет двоякую причину - внутреннюю и внешнюю. Нас, с одной стороны, увлекают и убеждают религиозные экстазы этого припадочного мастера, в котором столько юродства, столько выверта и надрыва. Еще более нас пленяет его красочная палитра, любить которую мы научились через вполне "нашего" Сезанна. У Греко доминирующей нотой в гамме становятся не горячие золотые тона Тициана и Тинторетто и не "прохладные" серебристые - Бассано и Веронезе, но резкая холодная синева, посредством которой он сводит к одному совершенно своеобразному аккорду, в то же время и мучительному и чарующему, все прочие оттенки.

Читать об Эль Греко в тексте книги

Несомненно, что Теотокопули обладал необычайной духовной восприимчивостью, иначе бы с ним не могла совершиться первая метаморфоза из "византийца" в "венецианца". Та же восприимчивость доставила ему возможность проникнуть в самые сокровенные тайники испанского религиозного понимания, всецело приобщиться к нему и дать ему яркое живописное выражение. Как значительно уже то, что, изучая пепельно-серое творение Греко, не выносишь впечатления о чем-то замершем и угасшем, а, напротив, исполняешься тем жутким чувством, которое овладевает при виде чудовищного пожара. Именно потому наше время так и жадно на Греко, что при том глубоком отчаянии, которое владеет теперь душами, мы надеемся заразиться от него пламенностью веры, познать через него радости экстаза.

Читать об Эль Греко в тексте книги

Вся идеология XVI в. не позволяла того, чтобы даже самые смелые и самобытные художники решились посвятить свои силы тому роду живописи, которому их отдает любой ученик "пейзажного класса". Центр общего внимания занимала человеческая личность: для натур более возвышенных и сосредоточенных основным двигателем творчества являлся вопрос о духовном спасении, для натур более рассеянных (или зараженных древним языческим духом) - вопрос об отношении к миру сему, "радость от мира сего". Никто при этом не решался взглянуть на природу отдельно, с тем "индивидуальным объективизмом", который является основной психологией наших дней. Греко, этот крайний индивидуалист в сфере христианских идей, остался обособленным и по отношению к природе.

Читать об Эль Греко в тексте книги

Однако если для Италии XVI в. (и вообще для Европы) Греко является "финалом", жутко-трагическим, безнадежным заключением известного периода, то для Испании он означает нечто совершенно обратное. Правда, среди его непосредственных учеников мы не насчитываем ни одного великого имени, но уже то характерно, что из его мастерской вышли такие превосходные реалисты, как Орренте и Майно, поистине считающиеся настоящими предтечами Веласкеса95. Можно быть уверенным, что именно Греко, так чудесно подражавший когда-то Бассано и сохранивший культ о нем и в Испании, дал простоватому, лишенному фантазии, но искреннему и честному Орренте мысль примкнуть к прекрасному венецианскому мастеру. По нескольким деталям, встречающимся на картинах Греко (опять-таки сближающим его произведения с произведениями Тинторетто), мы можем отметить в нем и превосходного "натуралиста", несомненно, обладавшего способностью заставить других видеть натуру, понимать ее формы и чувствовать ее краски.

Читать об Эль Греко в тексте книги

Картины:

 

Греко. "Сон Филиппа II". Эскуриал

Греко. Мучение святого Маврикия. Эскуриал

Греко. Погребение графа Оргаза. Толедо. Сан Томе.

Греко. Вид Толедо. Толедский музей

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.