Эйк Губерт ван

Краткая справка из энциклопедии "европейское искусство: живопись, скульптура, графика"

Эйк, Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370—1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1426, Гент. Нидерландский живописец. Старший брат Яна ван Эйка. С нач. 1420-х жил в Генте. Согласно давней традиции, восходящей к надписи на раме Гентского алтаря (полиптих Поклонение агнцу в соборе Св. Бавона в Генте), считается, что он участвовал в создании этого грандиозного произведения. В настоящее время это свидетельство подвергается сомнению, поскольку полагают, что надпись сделана позднее. К тому же, по мнению реставраторов, вся живопись алтаря исполнена одной рукой, а именно рукой Я. ван Эйка. Некоторые из исследователей ныне полагают, что Губерт — целиком "мифологическая", никогда не существовавшая фигура, другие это оспаривают. Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах. Так, один из источников нач. XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. На основании этого указания ранее его считали одним из авторов миниатюр Турино-миланского часослова (нач. XV в., Турин, Гор. музей старого искусства; манускрипт сохранился лишь частично); сейчас большинством ученых это предположение оспаривается. Более единодушно к творчеству Г. ван Эйка относят картину Явление ангела женам-мироносицам (ок. 1420, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена), не исключая при этом участия в ее создании младшего брата. Известная архаичность образов сочетается здесь с новаторскими решениями отдельных фигур и в особенности пейзажа.

Цитаты:

Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике. Когда-то их считали даже изобретателями масляной живописи, но неосновательность этой легенды теперь доказана. Маслом писали все художники при французском дворе, и даже в Италии возможность пользоваться маслом была известна еще до XIV века. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту?) - они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими; лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то "завидного".

Читать о ван Эйке в тексте книги

Если от Гентского алтаря обратиться теперь к остальному творчеству братьев ван Эйк, то мы найдем в нем все дальнейшие мотивы, отсутствие которых делает "энциклопедию" Гентского алтаря не вполне исчерпывающей. В частности, ряд произведений ван Эйков способствует и дальнейшему выяснению отношения их к пейзажу в тесном смысле. Поэтичная картина в собрании Кука в Ричмонде - "Три Марии у гроба Господня" - большинством историков приписывается старшему брату. В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи, и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника); в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер.

Читать о ван Эйке в тексте книги

Картины:

 

Губерт ван Эйк. "Три Марии у гроба господня". Собрание кука в Ричмонде.

Губерт ван Эйк. Молитва к св. Марфе. Миниатюра (около 1416 г.) из сгоревшего в 1904 году "Туринского часослова"

Губерт ван Эйк. Гентский алтарь около 1425 г.).

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.