Дюге Гаспар

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

Дюге, Гаспар (Dughet, Gaspard) (1615, Рим — 1675, Рим), французский живописец и график, работал в Италии. Сын французского пирожника, обосновавшегося в Италии. Когда ему было пятнадцать лет, его сестра Анна вышла замуж за известного художника Никола Пуссена, в доме которого и поселился Гаспар. Под влиянием Пуссена и под его руководством стал заниматься живописью (1631—1635) настолько успешно, что в 1645 ему поручили роспись римской церкви Сан Мартино аль Монте Житие св. Илии. Эта работа принесла ему известность, и Дюге стал получать заказы от короля Испании, герцога Тосканского и других представителей знати — семьи Дориа, Колонна. В Риме хранятся циклы прекрасных фресок — пейзажей мастера во дворцах Дориа Памфили и Колонна. Произведения Дюге выполнены под сильным влиянием Пуссена — отсюда прозвище Гаспар Пуссен. Но художника в большей степени интересовала передача изменчивости природы в зависимости от времени дня, погоды и т. д. (Гроза, Лондон, частное собрание; Пейзаж с молнией, 1665; Лесной пейзаж, Пейзаж с дорогой; оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Иногда пейзаж оживляется жанровыми сценами, библейскими персонажами: Жертвоприношение Авраама (Лондон, Нац. галерея); Горный пейзаж с Марией Магдалиной (Мадрид, Прадо). Дюге любит широкие горизонты, необъятные пространства, величественные горные цепи. Выдержанные в традициях классицизма, его пейзажи исполнены поэзии и высоты духа. Мастер писал, в основном, пейзажи, он охотно использовал самую разнообразную технику: масляную живопись, фреску, темперу, гуашь. Дюге — великолепный рисовальщик, и его произведения особенно ценились любителями искусства и музеями (собрание рисунков в Оксфорде, Ливерпуле, Лондоне).

Цитаты:

...живопись Гаспара полна прелести и оставляет позади себя произведение прочих живописцев данной области. Ему свойственна совершенно особая ясность «serenite» в расположении масс, особая пленительная легкость в трактовке деревьев, гор, неба и особая прозрачная красочность, выгодно отличающаяся от прочих де¬коративных пейзажистов-пуссенистов, часто злоупотреблявших «закопченностью галерейного тона». Нередко он даже правдив и уж, во всяком случае, всегда необычайно декоративен.

Читать о Дюге в тексте книги

Картины:

 

 

Гаспар Дюге. Ландшафт со святым Джеромом и Лионом. Музей искусств. Бостон.

Гаспар Дюге. Ландшафт. Берлинский музей

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.