Джорджоне

Краткая справка из БСЭ:

Джорджоне (Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, — сентябрь или октябрь 1510, Венеция) - итальянский живописец венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507—08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).

Цитаты:

О Франческо мы имели представление по предэлле "История святого Бенедикта" в Уффици (лишь приписываемой ему) и по нескольким картинам в Сиене. Однако с тех пор, как ему же стали приписывать архитектурные фоны в серии картин Перуджиевской Пинакотеки, изображающих чудеса св. Бернардина и происходящих из сакристии Сан Франческо-аль-Прато, значение его выросло чрезвычайно. Эти произведения относятся к концу 1460-х и к 1470-м годам - с 1476 года Франческо окончательно обратился к архитектуре и переселился в Ломбардию, где он был оценен за свои труды по постройке крепостей. Считается, что маленькие фигуры, оживляющие перуджиевские композиции, написаны его товарищем Нероччио Ланди, одним из самых упорных "архаиков" Сиены.

Читать о Джорджоне в тексте книги

...Франческо ди Джорджо является как бы первым источником всего того архитектурного течения в Ренессансе, которое для нас становится особенно ясным, начиная с творчества ученика Перуджино, Рафаэля. Разумеется, далеко от робких и жестких по формам, то непомерно легких, то тяжеловесных "дворцов" Франческо до гармоничных, уравновешенных, абсолютно прекрасных композиций Перуджино, Рафаэля и Перуцци; но что-то общее им всем все же имеется - это та нежная сиено-умбрийская нота, та воздушность, та парадность, которая является как бы душой этих измышлений и которая так противоположна суровому, "насильственному" стилю Микель Анджело и его школы. Однако помимо архитектурного значения, фоны Франческо ди Джорджо очаровательны прозрачностью своих красок, нежностью тоновых отношений (нечто подобное этому мы видели только у Бальдовинетти), наконец, удивительной ясностью света.

Читать о Джорджоне в тексте книги

Картины:

 

Джорджоне. Спящая Венера. Дрезденская галлерея.

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко. Собор в Кастельфранко.

Джорджоне. Поклонение пастухов. Собрание лорда Алл

Джорджоне. Концерт. Лувр. Париж.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.