Давид Герард

Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":

Давид, Герард (David, Gerard) (ок. 1460/1470-1523) - фламандский живописец. Родился в городке Аудеватер в Голландии; впоследствии переехал в Брюгге и в 1484 стал членом гильдии св. Луки. Как художник сформировался в Голландии. По стилю его живопись близка работам харлемского мастера Альберта ван Ауватера; можно предположить, что Давид был его учеником. После того как он поселился в Брюгге, в его картинах появились более аристократические образы, пришедшие на смену простонародным типажам ранних работ. В этом отразилось увлечение художника искусством Рогира ван дер Вейдена. Очевидно, на живопись Давида повлияли и сильные в Брюгге фламандские традиции колоризма, идущие от братьев Ван Эйков и Ханса Мемлинга.

Цитаты:

Особенностью Герарда Давида является его широкий и свободный эклектизм. Перед тем, как перейти к совершенно новой фазе своего развития, нидерландская школа живописи, ведущая свое начало от Эйков, сосредоточила, как в фокусе, всю свою прелесть, все свое строгое внимание к природе и все свое виртуозное мастерство в творчестве этого мастера. Давид цветист, как Боутс, ясен, как Флемаль; он превосходно передает характер каждого вещества, как ван Эйки, он может быть резким, как Роже, и нежным, как Мемлинг. Правда, ему недостает того, что было в Гусе (и что едва проявилось в Гертхене) - личного темперамента. Его искусство похоже на искусство всех и не имеет собственного лица. Но в то же время история "первой стадии" нидерландской живописи находит в Давиде увенчание, достойное всей ее праздничности, всего ее "солидного" богатства.

Читать о Герарде в тексте книги

Самое замечательное, что сделано Давидом в смысле пейзажа, это декорации в его "Крещении" (приблизительно 1507 г.) в брюгжском Musйe Communal и в створке алтаря в лондонском Национальном музее "Каноник Бернардино Сальвиати с тремя святыми" (до 1511 года). Но возникает вопрос: не принадлежат ли эти лесистые тенистые пейзажи на картинах Давида его ученику и сотруднику Патиниру, уже зараженному "южными" влияниями31? Южный, скорее всего венецианский, оттенок действительно замечается и в пейзаже "Преображения" в Брюгге (Notre Dame), - ломбардское, в "Распятии" Берлинского музея. Не имеем ли мы здесь, однако, дело с простым совпадением? Во всяком случае, всюду, и даже там, где Давид является живописцем вполне еще нидерландского, "старого" закала, он восхитительный пейзажист, умеющий самым правдоподобным образом комбинировать мотивы, известные со времен братьев ван Эйк.

Читать о Герарде в тексте книги

Картины:

 

Герард Давид. Крещение. Брюгге. Городской музей.

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.