История живописи
Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV века
IV - Живописцы из Сиены
1 - Маттео ди Джованни; Франческо ди Джорджо
Работавший в Сиене Маттео ди Джованни, бывший старше Сандро на несколько лет26, имеет много с ним общего, но до сих пор не выяснено, в каком взаимоотношении находились оба художника. Много общего имеют как Сандро, так и Маттео с живописью Поллайоло и Верроккио, но кто из них давал и кто получал, остается под вопросом, главным образом по-тому, что начатки творчества каждого из этих четырех мастеров не разгаданы. В сиенском искусстве живопись Маттео представляется, во всяком случае, исключением. Среди методичной архаичности, свойственной этой школе, "истерия" Маттео так же поражает, как ученый реализм Доменико ди Бартоло. Но сиенские влияния сказываются и в творчестве Маттео: в его восхитительном переутонченном чувстве красок вообще и в каком-то нарочитом "византийстве" его "Мадонн". "Пейзажу" церковное искусство Маттео, во всяком случае, ничего не дало. Лишь в четырех вариантах его "Избиения младенцев" он прибегает к более изощренной архитектурной декорации в духе "роскошных дворцов" Сандро Боттичелли27. Задачи пространства, однако, и в них не интересуют его. Фигуры Маттео налипают друг на друга - "не протолкнуться" в этих залах; в то же время замечаются грубые ошибки в перспективе и, особенно, в пропорциях28.
Вообще Сиена второй половины XV века для развития пейзажа (или шире - для развития "сценария" вообще) дала очень мало, если не считать "дворцовых зал" Маттео и еще пейзажных схем в заднем фоне картин Джованни ди Паоло (1403-1482), позднейших картин Бенвенуто ди Джованни29, Фунгаи30 ("Коронование Богородицы" 1500 года в церкви Фонтаджуста) и Коццарелли. Многие сиенцы в XV веке прибегали еще к золотому фону или ограничивались условным изображением неба над фигурами и полосками земли под их ногами. Один лишь мастер поколения 1430-х годов, Франческо ди Джорджо, родившийся в 1429 году, архитектор и живописец, большой знаток перспективы, заслуживает отдельного упоминания среди этого простого перечня31.
О Франческо мы имели представление по предэлле "История святого Бенедикта" в Уффици (лишь приписываемой ему) и по нескольким картинам в Сиене. Однако с тех пор, как ему же стали приписывать архитектурные фоны в серии картин Перуджиевской Пинакотеки, изображающих чудеса св. Бернардина и происходящих из сакристии Сан Франческо-аль-Прато, значение его выросло чрезвычайно. Эти произведения относятся к концу 1460-х и к 1470-м годам - с 1476 года Франческо окончательно обратился к архитектуре и переселился в Ломбардию, где он был оценен за свои труды по постройке крепостей. Считается, что маленькие фигуры, оживляющие перуджиевские композиции, написаны его товарищем Нероччио Ланди, одним из самых упорных "архаиков" Сиены. Франческо, впрочем, сам был способен писать картины с фигурами. Это доказывают его "Коронование Богородицы" и "Рождество" (Академия в Сиене), в которых "декорации" играют второстепенную роль32.
Нас интересуют не столько драматические действия в картинах "серии св. Бернардина", сколько именно декорации, относительно которых как раз не возникает сомнений, что автором их следует считать Франческо ди Джорджо. Сами по себе картины эти составляют обособленную группу, примыкающую к архитектурно-перспективным композициям Пьеро деи Франчески и отчасти к Беноццо Гоццоли. Не следует при этом забывать, что в нескольких километрах от Сиены, в Сан Джиминиано, последним написана серия фресок с историей св. Августина, в которых значительное место тоже отведено архитектуре. Однако композиции сиенца бесконечно более зрелы, нежели композиции ученика фра Беато.
Особенное значение эти декорации Франческо ди Джорджо приобретут для нас, как только мы себе представим то впечатление, которое они должны были произвести на юного Перуджино, и какое значение они имели в выработке его вкуса. Ныне принята атрибуция остальных картин "серии св. Бернардина" (по крайней мере, фигур в них) самому Перуджино. Если это так, то Франческо ди Джорджо является как бы первым источником всего того архитектурного течения в Ренессансе, которое для нас становится особенно ясным, начиная с творчества ученика Перуджино, Рафаэля. Разумеется, далеко от робких и жестких по формам, то непомерно легких, то тяжеловесных "дворцов" Франческо до гармоничных, уравновешенных, абсолютно прекрасных композиций Перуджино, Рафаэля и Перуцци; но что-то общее им всем все же имеется - это та нежная сиено-умбрийская нота, та воздушность, та парадность, которая является как бы душой этих измышлений и которая так противоположна суровому, "насильственному" стилю Микель Анджело и его школы. Однако помимо архитектурного значения, фоны Франческо ди Джорджо очаровательны прозрачностью своих красок, нежностью тоновых отношений (нечто подобное этому мы видели только у Бальдовинетти), наконец, удивительной ясностью света33.1 - Маттео ди Джованни; Франческо ди Джорджо
26 Точный год рождения Маттео ди Джованни не установлен. Большинство историков относит его к сиенской школе; однако родом он был умбриец - из Борго Сан Сеполкро, родины Пьеро деи Франчески.
27 Шубринг старается поставить в связь эти изображения "Избиения младенцев" с впечатлением, произведенным чудовищными злодействами турок, овладевших Отранто в 1480 г. Следует, однако, как нам кажется, считать первый вариант этого сюжета (в Неаполе) написанным до 1471 г.
28 Пейзаж Маттео не любит, избегает его. Легенда об основании базилики Santa Maria Maggiore в Риме давала художникам всегда предлог для пейзажного построения: надлежало изобразить площадь, чудом покрывшуюся за ночь снегом. Но когда ему досталось изобразить эту прелестную сказку (картина в предэлле образа церкви Madonna della Neve), он ограничился одними схемами почти византийского убожества, без заботы о пространстве, об освещении и проч.
29 Бенвенуто ди Джованни родился в 1436 году. Работы его известны с 1455 года. Умер в 1509 году.
30 Бернардино Фунгаи родился около 1460 года. Умер в 1516 г. Он был последователем Бенвенуто.
31 Франческо ди Джорджо Мартини родился в 1439 году. Нероччио ди Ланди родился в 1447 году.
32 В сиенском "штатном архиве" хранятся расписанные переплеты податных книг (Бикерны). Некоторые из прелестных картинок на переплетах писаны Франческо. На них встречаются очень мелкие фигуры, тонко вырисованные и выписанные. На одной (1466 года) изображена Сиена под группой благословляющей Богоматери и ангелов, на другой коленопреклоненная Богородица, поручающая город Сиену, изображенный в виде модели, стоящей на трех столбах, покровительству Христа, наконец, третий переплет (его ли работы?) 1472-1473 года изображает аристократическую свадьбу.
33 Рядом с этими архитектурными фантазиями Джорджо можно поставить только перспективы Лаураны в Берлине и в Урбино. Вспомним и о них как об одном из источников архитектурных измышлений Рафаэля. Ведь урбинец Браманте был учеником Лаураны, построившего прекраснейший дворец Ренессанса для герцога Урбинского. На влиянии Браманте на своего юного родственника, Рафаэля, мы остановимся подробнее в своем месте.