Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
V - Последователи Микель Анджело

5 - Школа Фонтенебло

 

Пеллегрино Тибальди. Ослепление циклопа.

Из многочисленных работ, исполненных итальянцами для французских королей Франциска I, Генриха II и Карла IX, самые значительные сосредоточились в Фонтенебло, и здесь образовалась своего рода художественная школа, носящая название этого замка. Сравнивая то, что сохранилось в Фонтенебло в смысле декоровок, росписи и стюков Россо, Приматиччо и Аббати, с тем, что было тогда же создано в Италии, мы должны будем признать, что эти уборы не подымаются над средним уровнем искусства позднего Возрождения. Они, например, уступают мантуанским работам Джулио или фрескам Пармеджанино в Фонтанеллате, не говоря уже о том, что создано было Рафаэлем, Корреджо, Тицианом, Тинторетто и Веронезе. Ближе они подходят к работам Перино, Бронзино, Вазари, Дочено, к циклам в Поджо, в Капраролле, в вилле Империале, в герцогском дворце Флоренции. Но несомненно, что для тогдашних французов и это уже должно было казаться каким-то откровением и чудом. Нужно при этом отметить, что более свежая среда, в которой творили итальянские художники, способствовала тому, что в произведениях, созданных ими во Франции, кроется какая-то особенная прелесть, "аромат юности".

Все три названные мастера прекрасно владели своим ремеслом. Человеческую фигуру, длинную и элегантную, они изгибали без всякого затруднения, они были великими знатоками античной мифологии и чрезвычайно расширили круг изображаемого; они привезли с собой бездну графического материала, зарисованного с древних гробниц, надписей или в собраниях античной пластики, и это было такой дивной новизной там, где еще так недавно все было подчинено "варварскому вкусу", что едва ли можно было найти людей, понимавших, что такое искусство было лишено настоящей жизненности. Именно и пленило то, что это новое было столь отличным от прежнего, что оно целиком посвящалось тому, что недавно стояло под запретом церкви - прекрасному, "божественному" человеческому телу. Совершенно забыто было прежнее умиление перед Божьим миром в целом. Гораздо позже Пуссен и Клод обогатили сызнова французскую живопись, возвращенную к ее латинским традициям, создав свои восхитительные пантеистические гимны природе вообще56.

Характеристика, сделанная нами "школе Фонтенебло", применима и к творчеству первейших флорентийских художников середины XVI века: Баччио Бандинелли57, Чекино Сальвиати58, Вазари59 и

Примечания

56 Из сочетания нового и старого, из скрещивающихся во Франции влияний итальянского, немецкого (Гольбейн печатал свои книги в Лионе) и нидерландского возникла во Франции своеобразная формальная система в пейзажной живописи, не лишенная большой прелести и повлиявшая затем на образование "художественного языка" Пуссена и Лоррена. Особенно живую форму приобрела эта специальная пейзажная стилистика в книжной иллюстрации. Французская школа Фонтенебло почти лишена интересных пейзажных мотивов, и лишь в атрибутах сказывается иной раз кое-какое чувство природы. Зато в иллюстрациях, в крошечных иногда размерах, мы видим полные чувства отражения мира Божьего. То же мы находим и в другой "второстепенной" отрасли живописи - в шпалерных картинах, ткавшихся в северных городах и в Париже.

57 Скульптор Баччио Бандинелли, более известный в истории искусства своей завистью к Микель Анджело, заслуживает внимания и в истории живописи как очень своеобразный рисовальщик (многие его рисунки идут за работы Микель Анджело). Сейчас отметим те из них, в которых Баччио пытался в симметрических архитектурных декорациях представить сложные драматические действия, как, например "Убиение младенцев" или "Мучение св. Лаврентия". Эти рисунки были гравированы и получили в свое время все мирное распространение рядом с гравюрами Маркантона, Агостино Венециано и Боназоне - с Рафаэля и Гизи - с Джулио Романо. В композициях Баччио все принесено в жертву строгости стиля и ритму композиции; это какие-то "суровые пантомимы", в которых и сценарии не стремятся к чему-либо изящному, но выражают лишь одно стремление художника подойти строгостью своего отношения к задаче как можно ближе к древним. Для ознакомления с духом позднего Возрождения не найти произведений более характерных, нежели эти "театры" Баччио. Родился Баччио 12 ноября 1493 г. во Флоренции, умер там же 7 февраля 1560 г. Он был учеником Рустичи.

58 Знаменитейший в свое время Francesco dei Rossi (по прозванию "Сальвиати"), сын ткача, родился во Флоренции в 1510 г. Готовился одно время быть золотых дел мастером, затем поступил в ученики к Буджардини и Бандинелли; около 1530 г. его приглашает кардинал Сальвиати в Рим, и Франческо довершает свое образование изучением древних памятников и новой живописи в Ватикане, а также пишет ряд фресок, картин, декоративных работ и портретов, из которых лишь немногие сохранились. В 1538- 1539 г. он во Флоренции; оттуда едет в Болонью (где он занят рисунками для гравюр) и в Венецию. В последнем городе он исполняет, в сотрудничестве с пейзажистом Камилло Мантовано для патриарха Гримани плафон "Поклонение Психее", согласно Вазари, "прекраснейшее произведение живописи во всей Венеции". Но пленительная, красочная Венеция оказалась не по душе "рисовальщику", и Сальвиати вернулся в Рим (1541 г.), а затем поселился во Флоренции, где, между прочим, он расписал маленький "зал аудиенции" в Palazzo Vecchio, изготовил прекрасные картоны для шпалер ("История Иосифа") и исполнил ряд декораций для театральных представлений. В 1548 г. он снова в Риме. Здесь Сальвиати покупает себе дом и исполняет ряд значительных живописных работ-среди них фрески в Palazzo Farnese. В 1554 г. его приглашают во Францию, но, благодаря своему неуживчивому характеру и злому языку, ему там не удалось водвориться, и вскоре Сальвиати снова в Риме, где он и умер 11 ноября 1563 г. Его ученик Джузеппе Порта (1520-1575), работавший, главным образом, в Венецианской области, унаследовал и прозвище Франческо, приобретенное последним на служба у кардинала Сальвиати, Джузеппе был большим знатоком архитектуры (ему принадлежит руководство "Regola di far la Vohita", 1552 г.).

59 Живописец, архитектор, теоретик и историк Giorgio Vasari родился в Ареццо 30 июля 1511 г. Ученик живописца на стекле Гулиельмо да Марсилья, а затем во Флоренции - Микель Анджело и Сарто. Здесь же и позже в Ареццо он сошелся с Сальвиати. Заручившись покровительством кардинала Ипполита Медичи, Вазари последовал за ним в Рим, но после отъезда кардинала в Венгрию, Джордже вернулся во Флоренцию и поступил на службу к герцогу Алессандро. По вступлении на престол Козимо I, он сделался любимым придворным художником, но это не мешало ему, кроме того, получать заказы из всех городов Италии и от всех потентатов. К самым выдающимся работам этого умелого, культурного, но поверхностного мастера принадлежат роспись зала в римской Канчелларии, Palazzo Vecchio во Флоренции и своего собственного дома в Ареццо. Еще молодым человеком он стал собирать материалы для жизнеописаний художников, и с этой целью он предпринимал экскурсии и вел обширную корреспонденцию. Первое издание его "Vite" относится к 1550 г.; второе, значительно исправленное, - к 1568 г. Умер Вазари 27 июня 1574 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.