Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
V - Последователи Микель Анджело

3 - Даниеле да Вольтерра. Аньоло Бронзино

Еще менее жизненными представляются другие "микельанджелисты": Даниеле да Вольтерра, Аньоло Бронзино и его племянник Алессандро Аллори, Россо Фиорентино, Пеллегрино Тибальди, Николо Аббати из Модены, Джордже Вазари, Дочено Герарди, Франческо ди Сальвиати, Бартоломео Франко, Джузеппе Порта, Джулио Кампи, Бернардо Гатти и бесчисленная масса других художников XVI века, среди которых мы встретим не только итальянцев, но и нидерландцев, французов и немцев.

Живописец и скульптор Даниеле да Вольтерра49 заслуживает общего внимания одной своей знаменитой картиной в римской церкви Trinita dei Monti "Снятие со креста" (1541 г.). Можно утверждать, что здесь задача концентрического построения композиции, занимавшая еще Леонардо и Рафаэля, получила наиболее полное развитие. Но именно эта формальная сторона так пленила ум художника, что уже до всего остального ему не хватило "душевного внимания". Все позы прекрасны, все они между собой связаны; а в группе святых жен, обступающих лежащую в обмороке Божью Матерь, столько драматической экспрессивности, что она была перефразирована на все лады позднейшими художниками. И все же общее впечатление от этого классического произведения холодное; "академическая" забота о внешней красивости совершенно затмила здесь чувство. От пейзажа не видно ничего, кроме туч и куска земли на первом плане. Замертвелым представляется творчество Даниеле в других его произведениях: в курьезной двусторонней картине Лувра "Давид и Голиаф", в "Избиении младенцев" (Уффици), в картине собрания графа Эльчи в Сиене "Пророк Илья" (унылый пейзаж позади микельанджелесской фигуры наводит здесь на предположение о сотрудничестве нидерландца), во фресках капеллы Ровере и других картинах. Характеризует личность Даниеле и то, что он решился на такое художественное святотатство, какое он совершил по приказанию папы Павла IV, покрыв некоторые нагие части "Страшного суда" Микель Анджело драпировками.

С Аньоло Бронзино50 мы встретимся в истории портрета. Там он занимает одно из первых мест. Напротив того, если оставить эту специальную отрасль в стороне, то о мастере почти не придется говорить в общей истории живописи. Бронзино даже прозвище свое получил за то, что картины его кажутся отделанными резцом и полированными, как знаменитые флорентийские бронзы. Его идеально-прекрасные формы остаются как бы и внутри заполненными безжизненной холодной массой металла. О пульсе жизни не думаешь, глядя на вывернутые и застывшие позы на его картинах; перед его "Мадоннами" не станешь молиться, ибо нет впечатления, чтобы они могли внимать кому-либо, а его исторические композиции не волнуют, ибо им не веришь. Лишь раз удалось Бронзино создать и в картине нечто живое и страстное - это в "Венере" Лондонской галереи, бесспорно, одном из шедевров итальянского Возрождения. Пленительна эта картина не только плетением и выгибом линий, не только типом красавицы-богини, но и своей техникой, бесподобной ясностью своих колеров. Однако эта картина является все же исключением, подтверждающим правило. Надо иметь огромную любовь ко всей "эпохе Бронзино", чтобы без скуки изучать творения мастера, чтобы не жалеть о гибели такого огромного дарования, раздавленного титаническою мощью Микель Анджело51.

Примечания

49 Daniele Ricciarelli родился в Вольтерре около 1509 г. Согласно Вазари, он был учеником Содомы и Перуцци. Первое время в Риме он был занят работами для кардинала Тривульцио и состоял помощником при Перино. Позже он сошелся с Себастиано. Пользуясь покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, он получил поручение декорировать зал "Regia" в Ватикане (здесь ему принадлежат восхитительные стюки по стенам), но, благодаря своей медлительности, он лишился после смерти папы Павла III этой работы. В 1553 г. он расписывает при помощи Микеле Альберти и других учеников капеллу Ровере в Trinita. Последнее время Д. был почти исключительно занят скульптурой (главным образом, бронзовой статуей Генриха II для Екатерины Медичи). Умер Д. 4 апреля 1566 г.

50 Анджело или Аньоло ди Козимо ди Мариано, по прозвищу "Бронзино", родился в Монтичелли близ Флоренции 17 ноября 1503 г. Он был учеником Рафаэллино дель Гарбо и Понтормо. Его произведения, фрески и картины, находятся во многих церквах и монастырях Флоренции, в Пизе и в главных галереях Европы (у нас: портреты - в Эрмитаже, в Павловске - "Мадонна", и другая "Мадонна" - в Строгановском дворце). Одно время он принимал участие в работах по отделке виллы Империале близ Урбино, а затем состоял при дворе флорентийского герцога Козимо I. Бронзино был отличным стихотворцем и музы кантом. Умер Б. 23 ноября 1572 г. Ближе всего из учеников подходит к нему Алессандро Аллори (1535-1607), также известный под именем Бронзино (Алессандро был отцом Кристофано Аллори, принадлежащего уже к другому течению), но черты сходства с Аньоло ди Козимо можно найти в целом ряде среднеитальянских художников второй трети XVI века; среди них наиболее близок к нему по духу и в смысле совершенства формальной стороны болонец Пеллегрино Тибальди.

51 Спорной является атрибуция Бронзино части фресок, украшающих знаменитый замок Империале под Пезаро, сооруженный и роскошно разукрашенный герцогами Урбинскими (в последнюю очередь-герцогом Гвидобальдо). Известно, во всяком случае, что Бронзино там работал, но едва ли можно оставить за ним стенопись в "Зале кариатид" - одну из самых затейливых декоровок XVI в. Существует мнение, что живопись эта принадлежит Мендзоки и что она повторяет композиции отбитых фресок Doreno; панорамический пейзаж, среди которого стоят эти фантастические фигуры, считается работой Камилло Мантовано, которому вообще приписывают многочисленные пейзажи, украшающие залы замка. Впрочем, пейзажи эти только имеют исключительно декоративное значение и исполнены с большой виртуозностью, но чисто ремесленным образом. Попутно укажем и на другой зал Империале, "Stanza della Calomnia", стены которого покрыты сплошь trompe loeil-ями в античном вкусе, изображающими портики, под которыми сидят аллегорические группы. Эта живопись стоит ближе к Джулио Романе, к Пенни и Перино и приписывается любимому ученику Джулио - Рафаэлло дель Колле (умер в 1566 г.), о котором известно, что он также работал в замке. Вазари умалчивает о поездке Перино в Пезаро, но традиция приписывает мастеру затейливый фриз из амуров с занавесями, украшающий "Gran Sala", a также чарующую декоровку во вкусе античных "гротесков" в "Sala degli Amorini".

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.