Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XI - Новая эра в натурализме

5 - Другие живописцы

Ян Баптист Вэникс. Порт. Имп. Академия Художеств Ученик Асселейна, Мушерон, примыкает к Пейнакеру и в лучших своих картинах даже не уступает ему. Прекрасны и у него лежащие в тени овраги, по дну которых протекают горные потоки, или ряды скал, уходящих прозрачными кулисами к горизонту169. - Лингельбаха можно сравнить с Mилем и Черквоцци170.

Адам Пейнакер. Устье реки, впадающей в море. Императорский Эрмитаж
Он более занятен как рассказчик и бытописатель, писатель, нежели ценен как красочник; однако у него попадаются картины, в которых доказывается, что Лингельбах "имел право" подражать Вэниксу и братьям Бот. - Старший Роос - один из самых темпераментных живописцев разбираемого крута; он был бы достоин занять более почетное место, нежели то, которое ему досталось в истории, - благодаря своему бодрому владению кистью и той целостности, которую он умел придавать своим картинам красивым распределением густых теневых масс;
Адам Пинакер. Пейзаж с пастухом.
но, к сожалению, с именем Рооса связано представление о крайней рутине, составившееся отчасти на основании собственных повторений мастером одного и того же мотива "отдыхающих овец", отчасти потому, что подражатели превратили приемы мастера в совершенный шаблон, нередко граничащий с ремесленностью вывесочной живописи171.

Примечания

169 Frederic Moucheron "Den Onden" происходил из благородной норманнской семьи, родился в Эмбдене в 1633 г. (или в Амстердаме в 1637 г.), погребен в Амстердаме 8 января 1686 г.; 22-х лет М. покинул своего учителя Асселейиа и отправился в Париж, где он жил года три; после пребывания в Антверпене художник поселялся в Амстердаме, где в 1659 г. женился и прожил остаток жизни. Картины М. Старшего часто принимаются за произведения Бота; им же были закончены картины, оставшиеся после смерти другого искусного пейзажиста "ботиста" В. Схеллинкса. Фигуры на пейзажах Мушерона принадлежат Берхему, Абр. в. д. Вельде, Я. Лингельбаху и Хельмбрекеру. Лучшие картины мастера украшают музей Амстердама (1667 г.), Брауншвейга (1679 г.), Брюсселя, Касселя, Дрездена, Лондона ("Компания в саду"), Эрмитажа (1666 г.), Шверина ("Охота близ Версаля"), Стокгольма, Вены. Живопись даровитого сына Фредерика, Isaaca de Moucheron de Jongbe "Ordonantie" (1670-1744 гг.), носит более условный и декоративный характер во вкусе поздних пуссенистов. Особенно хороши стенные картины младшего Мушерона, частью изданные под заглавием "Plusieurs belles et plaisantes Vues" и "Zaalstьck int Hujs van de Hr. en Mr. W. van Dam". Существуют и гравюры И. Мушерона с пейзажей Гаспара Пуссена.

170 Johannes Lingelbach родился в 1622 г., во Франкфурте-на-Майне (крещен 10 октября); отец его по профессии портной, содержал (в 1639 г.) увеселительное заведение близ Амстердама; в 1642 г. Л. отправляется в Париж, а в 1644 г. в Италию; в 1650 г. он возвращается в Голландию через Германию; в 1653 г. женится в Амстердаме и тогда же приобретает права гражданства; умер в Амстердаме в ноябре 1674 г.; возможно, что Л. был учеником Воувермана. Произведения мастера встречаются в музеях Лувра, Амстердама (1651, 1653, 1664 гг.), Брауншвейга ("Морская битва"), Брюсселя (1655 г.), Эрмитажа (среди очень типичных картин, одна помечена 1666 г.), Праги, Мюнхена ("Сенокос"), Карлсруэ (1669 г.), Гааги ("Порт в Малой Азии", "Отъезд Карла II из Схевенингена"), Шверина.

171 Johann Heinrich Roos, родоначальник многочисленной семьи художников, родился в Оттерсберге (Пфальц) 27 октября 1631 г.; в 1641 г. вместе с родителями переселился в Амстердам, где он поступил в ученики к Юлиану Дюжардену, позже к А. Би и к Баренту Граату; с 1650 по 1656 г. путешествовал по Италии; в 1657 г. поселился во Франкфурте, с 1673 г. состоял придворным живописцем курфюрста пфальцского Карла Лудвига; работал также в Касселе и в Майнце; умер Роос (сгорел во время пожара собственного дома) во Франкфурте-на-Майне 3 октября 1685 г. Произведения плодовитого мастера находятся почти во всех галереях Европы; интереснее других датированные картины в Касселе (1659 и 1679 гг.), в Дармштадте (1668, 1676, 1680, 1685 гг.), Дрездене (1681 г.), Франкфурте, Копенгагене; картины в Эрмитаже носят даты - 1674 г. ("Пейзаж") и 1675 г. ("Привал цыган среди руин"); две картины украшают Царскосельский дворец. Прекрасны и офорты мастера. Из последователей Иоганна Гейнриха особенно выделяется его сын Philipp Peter, (1657-1705 гг.), более известный под прозвищем "Rosa di Tivoli". Последнего мастера, искуснейшего пейзажиста и зверописца, попавшего под сильное влияние генуэзцев, часто смешивают с антверпенским художником, работавшим в Генуе, - Giovanni Rosa. Картины "Розы" имеются в Эрмитаже и в Царскосельском дворцовом правлении.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.