Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XI - Новая эра в натурализме

1 - Бамбоччио

Бартоломео Скидоне. Положение в гроб.

Ближайшие последователи Караваджо, как мы убедились, точно придерживались формул, им самим установленных: они исключительно писали фигуры в натуральную величину (преимущественно поколенные) и избегали передачи всякой "окружающей среды". Сцены ли из священного писания или сцены, заимствованные из жизни кутил и игроков - все равно, все они представлялись на темном фоне, и всегда постановочная часть сводилась к самому необходимому: к столу с яствами, со свечами или к иной "мертвой натуре", ставившейся "у самой рампы". - Голландцу Питеру ван Лаару, прозванному в Италии, где он провел долгие годы, "Бамбоччио", приписывают обновление формул натурализма; он будто бы первый решился "отойти" на более далекое расстояние от своих объектов, фигуры при этом заняли менее заметные места в картине, зато пейзаж, "среда" приобрели несравненно большее значение154. Тем самым Лаар как бы нашел формулу жанрового Kabinetstьcka, который приобрел с течением времени громадное значение и обусловил в большой степени характер как голландского искусства XVII века, так и всю дальнейшую бытовую живопись.

На самом деле и у Бамбоччио были предшественники, и у него, как это мы увидим впоследствии, когда всецело обратимся к голландской "национальной" школе, были "спутники", шедшие в том же направлении и к той же цели независимо от него. Достаточно, если мы сейчас вспомним все жанровые картины с небольшими фигурами, начиная с готических миниатюр, кончая Питером Брейгелем, Гемессеном (или брауншвейгским монограммистом), Бекларом, Винкбоонсом. К последнему непосредственно примыкают затем такие первые голландские и фламандские националисты, как Аверкамп, братья ван де Вельде, Абрагам Блумарт, Верстрален, Венне, Кабель, Дрокслот, а также Дирк Гальс со всей своей группой. Наконец, много общего с Бамбоччио обнаруживают в своих задачах Калло и его последователи. Однако значение "натурализма в миниатюре" этим не умаляется. Все перечисленные художники, большие и малые, яркие и посредственные, писали и гравировали свои бытовые изображения скорее по впечатлению, они скорее создавали то, что мы теперь называем "иллюстрациями", тогда как Лаар-Бамбоччио ввел в бытовую живопись непосредственный этюд с натуры; он стал сочинять свои картины по материалам, зарисованным с людей и животных, для него позировавших155; с другой стороны, в его черноватой гамме сказывается прямая зависимость художника от принципов Караваджо, его желание посредством контрастных теней производить впечатление наибольшей рельефности и объединять весь световой эффект подчеркиванием определенного источника света156.

Примечания

154 Pieter de Laer, или van Laar, прозванный в Италии "Pietro dellElaer" и "Bamboccio", родился около 1600 г. в Гарлеме или в Утрехте (согласно надписи под портретом, гравированным в 1765 г., 13 июля 1582 г., согласно Passed - в 1595 г., согласно Гоубракену - в 1613 г.); ученик "Giovanni del Campo" из Камбрэ (которого Зандрарт называет учеником Янсенса и Караваджо), с которым он и жил с 1623 г. в Риме; в Риме Лаар сошелся с Клодом Лорреном и Зандрартом, пользуясь покровительством герцога де Алькала: на обратном пути посетил Вену; в Гарлем вернулся после 1636 г.; возможно, что Лаар вторично покинул родину (около 1647 г.); французский историк R. de Piles сообщает, что мастер окончил жизнь самоубийством, Florent le Comte - что он потонул во рву с водой; сведения о дате его смерти колеблются между 1642 и 1660 гг.; сохранилось известие, что этюды и рисунки Лаара перешли по наследству к Воуверману, искусство которого действительно всецело опирается на приемы Лаара. К сожалению, картины Лаара, написанные преимуществен но на асфальтовой грунтовке, чрезвычайно почернели от времени. Характерные произведения мастера украшают музей Амстердама ("Путники у харчевни", 1650 г.), Брауншвейга (тот же сюжет), Касселя, Дрездена, Флоренции (в Уффици его собственный портрет), Ольденбурга (1616 г.?), Лувра, Шверина ("Кузница", 1635 г.) и галерею кн. Лихтенштейна в Вене (среди шести картин "Гитарист" - поколенная фигура в натуральную величину). В Эрмитаже Лаару приписывается картина "Гадалка", но скорее кисти Лаара принадлежит картина, считающаяся работой Лингельбаха: No 1275, "Привал охотников". Существует ряд собственноручных, очень мастерских офортов художника. Гравировали с Лаара: v. Noordt, J. Suyderhof, С. Vischer, J. Ossenbeck.

155 Этому, положим, противоречит известие, сообщаемое Гоубракеном, будто бы Лаар, опираясь на свою изумительную память, писал все наизусть, никогда ничего не зарисовывая. Однако слишком правдивый характер картин Лаара заставляет нас считать и это сообщение историка голландской живописи за одну из тех выдумок, на которые он был так падок.

156 В связи с сомнениями относительно даты рождения Лаара, возникают сомнения в значительности его художественной деятельности. Возможно, что настоящими инициаторами "натурализма в миниатюре" были фламандцы братья де Валь, творчество которых протекло в Генуе и наружность которых нам известна по портрету в. Дейка в римском Капитолии. - Старший брат de Wael - Лукас - родился в Антверпене 3 марта 1591 г., умер 25 октября 1661 г.; он был учеником своего дяди, Яна Брейгеля-старшего; в 1628 г., по возвращении из Генуи, Лукас был зачислен в антверпенскую гильдию. Произведения этого знаменитого в свое время художника, к сожалению, нам не известны (не ему ли отдать картину Антверпенского музея "Прибытие кардинала инфанта", 1635 г.?). - Младший де Валь - Корнелис - родился 7 сентября 1592 г.; умер в 1662 г. в Генуе, где он жил с 1625 г. Его специальностью были, как кажется, битвы, но Валь писал и пейзажи, и бытовые сцены. Наиболее значительные произведения мастера находятся в Брауншвейге, в Касселе, в генуэзской церкви S. Ambrogio ("Отречение св. Петра"), в Марселе, в Вене. Интересная картина Валя находилась в собрании П. В. Деларова. Хороши и офорты мастера, преимущественно рисующие сцены из итальянского народного быта и уличные типы. Наконец, рядом с братьями Валь, на положение реформаторов бытовой живописи могут претендовать еще два италонидерландца: Jan Roos, родившийся в Антверпене в 1591 г., считающийся учеником Яна де Валя (1588-1633 гг.) и Снейдерса, и поселившийся в Генуе с 1616 г. (умер мастер в 1638 г.; a также упомянутый только что Giovanm del Campo, получивший свое воспитание в Камбрэ, у Янсенса в Антверпене и у Караваджо в Риме. Нужно, впрочем, заметить, что та категория бытовых картин, о которой мы теперь говорим, носила еще в XVII веке название "bambocciate", что, как кажется, было производным от прозвища Лаара - "Бамбоччио".

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.