Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XI - Новая эра в натурализме

2 - "Натурализм в миниатюре"

Ян Миль. У постоялого двора
К первому периоду такого "натурализма в миниатюре" относится, кроме Лаара, еще творчество Яна Миля157 и Микель Анджело Черквоцци, почти с совершенной точностью повторявших формулы своего (старшего?) собрата и продолжавших писать правдивые, зачастую остроумные, но несколько резкие и черноватые картинки из жизни римского народного быта. Черквоцци158, кроме того, использовал еще те же формулы для военных сюжетов, благодаря чему он (наравне с Калло) по справедливости может считаться родоначальником той батальной живописи, которая, уйдя от несколько ребяческой условности нидерландских баталистов, вроде Снейдерса, Вранкса и Паламедеса, дала картины войны, полные чувства жизни. Прямыми потомками Черквоцци являются: Фальконе, Сальватор Роза, Бургиньон, ван дер Мейлен, члены семьи Паросель - все художники, умевшие отдельные наблюдения над жизнью сочетать в ансамбли, полные убедительности. В противовес мастерам, писавшим, как в их времена, так и в позднейшие, военные сюжеты исключительно в виде нарядных каруселей и парадов, они положили начало той батальной живописи, которая привела к жутким обличениям Верещагина и к героическим страницам Невиля.

Близко к Лаару и к Черквоцци подходит Михаель Свэртс, блестящий голландский мастер, кисти которого принадлежит, между прочим, поэтичный мужской портрет 1656 г. в галерее Академии Художеств. Выяснить положение Свэртса в истории довольно трудно, ввиду чрезвычайной редкости его произведений и скудости сведений о нем. Во всяком случае, мы знаем, что Свэртс был в Риме в сороковых годах, и тогда им созданы те восхитительные сцены, которыми мы любуемся в Амстердамском и в Мюнхенском музеях и которые являются, наряду с живописью братьев Ленэн, образцами самого последовательного применения принципов натурализма  к  картинам  небольшого формата159.

Михаэль Сврэтс. Мастерская художника. Амстердамский музей
Течение "натурализма в миниатюре" украсилось вскоре после своего возникновения новым элементом - светом, а, в свою очередь, изучение света повело за собой расширение и обогащение пейзажа в бытовой картине типа "бамбоччиад". Мы еще будем иметь случай проследить развитие "освещения" в пейзаже, совершавшееся под влиянием общего углубления реалистических течений, и, в частности, в следующей главе мы постараемся установить то огромное значение, которое имела в этой области живопись "натуралиста" Эльсгеймера. Но и здесь нельзя покинуть "натурализм в миниатюре", не указав на тех его представителей, которые до сих пор могут считаться, рядом с импрессионистами XIX века, лучшими поэтами солнца и в то же время лучшими знатоками "солнечной страны" - Италии. Направление это, хотя и набирало своих представителей преимущественно из голландской школы, осталось тем не менее верным той стране, в которой оно родилось, - Италии; в целом же оно носит совершенно определенные черты родства с искусством Лаара, а следовательно, и его следует считать производным от Караваджо.

Я. Асселейн. Римская руина. Гравюра Вейсброда
Первым среди "лааристов" отказался от черноты теней и стал внимательно изучать прозрачность атмосферы Ян Асселейн160, выказавший в этой черте свою принадлежность к поколению и к кругу Рембрандта. У Асселейка мраморные акведуки начинают таять в рефлексах, по небу всплывают пропитанные светом облака, фигуры вырисовываются бьющим в лицо зрителя солнцем (contre-jour), причем с пытливым вниманием передано на их формах скольжение вечерних лучей. Но Асселейн во многих отношениях только еще "примитив" этих новшеств; и он не чужд жесткости в письме, резкости в светотени. Дальнейшие шаги в том же направлении делают братья Бот - Ян и Андрис, Ян Баптист Вэникс, Клас Берхем и целый ряд менее крупных художников, которые отличаются необычайно развитым чувством жизни и большим техническим мастерством.

Примечания

157 Jan Miel, или Bike, или Bicke, прозванный в Италии "cavaliere Giovanni Milo", "della Vita" или "Jamieli", родился, как предполагают, в окрестностях Антверпена (или в Vlaardingene) около 1599 г.; ученик Г. Зегерса (согласно Пассери - ван Дейка); в 1641 г. мы застаем его старшиной конгрегации "del Virtuosi" в Риме (в Риме он сошелся с Лааром), а в 1648 г. он принят членом в Академию св. Луки там же; в 1658 г. Миль приглашен придворным живописцем в Турин, и здесь мастер умер в 1664 г. Кроме "бамбоччиад", Миль писал и крупные религиозные картины, - таковые им написаны для римских церквей: S. Lorenzo, S. Maria Regina Coeli, S. Maria dellAmnia (в последней церкви он в фресках изобразил "Историю св. Ламберта"). Произведения Миля встречаются в музеях Эрмитажа, Дрездена, Флоренции (в Уффици его автопортрет 1646 г.). Гэмптон-Корта, Мадрида (лучшие картины), Лувра, Шлейсгейма, Турина (сцены герцогской охоты, 1660 г.) и др. Мастером издан также ряд искусных офортов.

158 Michelangelo Cerquozzi, прозванный "Michelangelo delle Battaglie", родился в Риме 2 февраля 1602 г.; ученик фламандца Жака дАзе, кавалера дАрпино и, по другим сведениям, великолепного специалиста по живописи плодов Бонзи; считается, что Черквоцци находился под влиянием Лаара, возможно, однако, что именно в Черквоцци нужно видеть инициатора всего течения, если поверить Гоубракену, который отодвигает дату рождения Лаара до 1613 года; в последние годы жизни Черквоцци обратился к живописи фруктов и цветов; умер мастер в Риме в 1660 г. Произведения Ч. находятся в музеях Берлина ("Выезд папы из Рима"), Дрездена ("Баталия"), Флоренции (Уффици), Мюнхена ("Охота"), Лувра ("Маскарад", "Фрукты"). Возможно, что мастеру принадлежит превосходная картина (одна из лучших этого круга) в петергофском Монплезире, изображающая "Играющих крестьян".

159 Michael Sweerts, или Swerts, в Риме прозванный "cavaliеre Michеle Suars", родился между 1615 и 1620 гг. в Амстердаме; жил в Риме с 1648 по 1652 г. и состоял членом Академии св. Луки; в 1656 г. вышли в свет (в Брюсселе) его офорты; год смерти неизвестен. Возможно, что произведения С. ходят под именами: Терборха, Дюжардена, Лаара и Черквоцци. Достоверные картины находятся в Амстердаме, в Германштадте (у барона Брюкенталя), в миланском Museo Civico, в Мюнхенской Пинакотеке, в галерее Поммерсфельдена, в Рижском музее, в Штутгарте, в собрании графа Гарраха в Вене.

160 Jan Asselijn, прозванный "Crabbetje" и "Crabbe" (вследствие повреждения его левой руки, имевшей вид клешни краба), родился в Diepen, близ Амстердама, около 1610 г.: ученик Эзайаса в. д. Вельде; переселился в Италию около 1634 г. - следовательно, уже после знакомства с искусством Рембрандта; в Италии Асселейн пробыл до 1645 г.; по дороге на родину, в Лионе, он женился на дочери купца Houwaart, сестра которого была замужем за Хельт-Стокаде; в 1652 г. А. приобретает право гражданства в Амстердаме; умер мастер в Амстердаме 28 сентября 1652 г. Портрет его гравирован Рембрандтом. Из произведений мастера назовем: "Битву под Лютценом" в Брауншвейге (1634 г.), тот же сюжет в Копенгагене, "Кавалерийскую схватку" в Амстердаме и там же восхитительную "Аллегорию на бдительность пенсионера Витте", представленную в виде защищающегося лебедя (натуральной величины), "У ворот монастыря" в Дрездене (1647 г.), "Морскую бухту" в Шверине (1647 г.), "Руину" в Брауншвейге, "Развалины" в Эрмитаже (из собрания Семенова). Превосходные, очень смелые рисунки мастера находятся в собраниях Фодор в Амстердаме и "Альбертины" в Вене. В сотрудничестве с Herregouthoм им исполнены пейзажи на картинах Lucasa Franchoys в церкви кармелитов в Малине.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.