Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
V - "Академический" ренессанс

5 - Учитель Рубенса. Массейс. Поурбус

От своих предшественников Вэниус отличается тем, что в нем совершенно исчезли последние черты "примитивизма", проглядывавшие даже у Флориса, даже у Boca. Но он отличается и от группы типичнейших художников fin de siecle (тех крайних маньеристов, к которым мы еще обратимся) тем, что его творчество полно благоразумия, трезвости и уравновешенности. Вэн пользовался репутацией одного из первых мастеров своего времени, и его приглашали ко двору императора, в Испанию и во Францию, однако мастер остался верен своей родине. Ван Мандер указывает и на причину такой воздержанности. Дело в том, что при дворе нидерландского наместника Вэн находил достаточное утешение для своего самолюбия, и в то же время преданный уютной домашней жизни, кругу друзей и знакомых, безмятежный буржуа и апатичный ремесленник-академик, он был не в силах оторваться от своего pot bouille. При этом в творчестве Вэна не проглянуло и ничего такого, что свидетельствовало бы о его любви к родной земле, к окружающей жизни, к нидерландскому пейзажу и быту. Даже его портреты менее жизненны, нежели произведения прочих соотечественников. И Рубенсу Вэниус скорее мог преподать школьные основы и житейское благонравие, нежели разжечь в юноше энтузиазм, направить его к изучению живой жизни. К счастью, у Рубенса достаточно было собственного пыла, и от школы он взял лишь то, что может дать школа.

Мы уже вскользь упоминали имена трех художников, стоящих отдельно от других: Яна Массейса и двух Поурбусов, Питера и Франсуа. Эти мастера отличаются от своих собратьев более свободным и более любовным подходом к задачам. В истории они не занимают особенно видных мест, значение их в общей эволюции невелико, но каждое их произведение в отдельности заслуживает внимания и привлекает симпатии. В частности, портреты обоих Поурбусов принадлежат, наряду с портретами Мора, Гельдорна-Горциуса, Boca и Кей, к лучшему, что создала европейская живопись в этой области.

Скорее в качестве курьезной, нежели в качестве внушительной фигуры выделяется в истории нидерландского ренессанса сын Квентина Массейса - Ян66. В нем, подобно тому, как в мифологических картинах Мабюзе и Кранаха, отразились какие-то эротические мечты того времени, идеал женской красоты, а в своих поисках стильности Ян выдает желание приблизиться к итальянцам типа Россо, Приматиччо и Аббате. Но прямо забавно, до чего последнее ему не дается, до чего он, в середине XVI в.67, остается по существу таким же чопорным и "целомудренным", какими были Мемлинг и Боутс. Пожалуй, даже в "готических" картинах его отца больше духа нового времени, больше мягкости, развязности, свободы. У Яна герои приседают в позах средневековых скоморохов, нагие дамы не знают куда девать свои длинные сухие руки и ноги, как согнуть свой застывший стан. Зато и хорошие черты унаследовал Ян Массейс от средневековья: несмотря на итальянские элементы, пейзажи, развертывающиеся в фоне его картин, полны чарующей романтики, и не лишена прелести своеобразная красочная гамма мастера с преобладанием в ней холодных коричневых тонов. Нужно думать, что Массейс был пленительным декоратором и возможно, что некоторые из лучших анонимных шпалер вытканы по его картонам.

Питер Поурбус, последний из крупных живописцев брюггской школы и родоначальник одной из славных художественных династий, занимает среднее положение между Гэмскерком и Флорисом68. Он также красив и звучен в красках, как Гэмскерк, и при этом он так же строго придерживается канонов итальянизма, как Флорис. Впрочем, Поурбус никогда не впадал в вычурное безвкусие первого или в холодный формализм второго. Он обладает развитым (и при этом "живым") чувством меры; возможно, что этими чертами мастер обязан своему тестю Блондэлю, тогда как от схоластичности его удерживал его чисто нидерландский культ натуры, так изумительно выразившийся в бесподобных портретах, а также и во всех "околичностях" его картин. Некоторые куски натюрморта у Поурбуса не уступают ни Эртсену, ни Бекелару, а некоторые его пейзажи - Валькенборху.

Примечания

66 Jan Massys или Metsys родился в Антверпене в 1509 г.; вероятно, ученик отца; жил в Антверпене, за исключением периода в 14 лет (до 1558 г.), в течение которого он пребывал в изгнании за принадлежность к ереси. Умер забытый всеми в 1575 или 1580 г. Племянник Квентина, Корнелис Метсис, был также живописцем и гравером (1511-1560 гг.). Из четырех дошедших до нас картин последнего мастера две (в Берлине и в Антверпене) являются пейзажами, принадлежащими к категории тех панорамных видов, которые появились еще у Патенира и были так искусно разработаны Гассельтом, Питером Брейгелем и Л. Валькенборхом. Возможно, что один из пейзажей собрания гр. Голенищева-Кутузова принадлежит кисти этого Корнелиса.

67 Известные нам произведения Яна относятся к концу его карьеры: стокгольмская "Венера" - к 1561 г.; луврская "Вирсавия" - к 1562 г.; брюссельский "Лотт" - к 1565 г. и стокгольмская "Сводня" - к 1566 г.

68 Pieter Fourbus родился в Гоуде в 1510 г., но жил и работал преимущественно в Брюгге, где он женился на дочери Ланселота Блондэля. Принят в гильдию в 1543 г.; в 1550 г. он исполняет топографический план Watervlieta; в 1552 г. - для Карла V - карту морского берега (с обозначением глубин моря); в 1562 г. для города - огромную карту окрестностей Брюгге, копия с которой Литера Клэссенга до сих пор висит в ратуше. Из картин Поурбуса назовем "Страшный суд" в Брюггском музее (1551 г.); "Семь страстей Богородицы" в антверпенском S. Jacqnes (1556 г.); изумительные групповые портреты членов братства св. Крови в "Капелле св. Крови" в Брюгге (того же года); две "Тайные вечери": одну в St. Sauveur (1559 г.), другую в Notre Dame (1574 г.); створки к "Преображению" Г. Давида (1573 г.); "Поклонение волхвов" в Notre Dame (1574 г.); "Преображение" в S. Jaques (1578 г.) и целый ряд превосходных портретов. Умер Поурбус 30 января 1581 г. в Антверпене.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.