Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
V - "Академический" ренессанс

3 - Мартин де Вос

Искать в творении Флориса ярких впечатлений от жизни природы в целом было бы тщетно. Главный его интерес был направлен на изучение нагой человеческой фигуры; что же касается пейзажа, то мастер ему отводит исключительно служебное место, заполняя им оставшиеся пустыми места между персонажами и удовлетворяясь при этом готовыми схемами55. Однако и это имело тогда свою хорошую сторону. Подчинение Флорисом пейзажной стороны фигурам привело его к формулам, подобным тем, какие мы нашли у Гэмскерка. И у главы антверпенской школы встречаются пейзажи, окутанные в одну тональность, упрощенные по формам, не столько рисующие природу в ее составных частях, сколько дающие какое-то общее от нее впечатление.

В художественное достоинство Мартина де Вос56 следует вменить то, что его скорее можно принять за последователя Гэмскерка и что трудно в нем признать ученика Флориса57. В обширном творчестве этого мастера, развернувшемся в период усиленного водворения католичества в южных Нидерландах, можно даже видеть как бы первый поворот от той мертвой точки, к которой пришла нидерландская живопись в творчестве Коксие и Флориса, к новому и полному расцвету. У Boca формы тела начинают терять свой безличный идеализм; в них снова начинает пульсировать жизнь; они оживают, полнеют, смягчаются. Портреты мастера бесподобны. Одновременно он уделяет очень много места тому, что с точки зрения более строгих стилистов казалось чем-то суетным - "декорации"; у Boca оживает пейзаж (недаром же Тинторетто выбрал именно его в свои помощники, употребляя талант нидерландца на писание пейзажных фонов), у Boca же мы найдем (покамест еще в несколько "разрозненном" виде) массу тех элементов, из которых затем сложилось "полнокровное" сочное с энтузиазмом относившееся к природе искусство Снейдерса и Иорданса.

Творение Boca почти необозримо, и это несколько вредит исторической позиции замечательного мастера. Ему главным образом выпало на долю работать для всех тех церквей, которые в смутные дни 1566 г., из-за вандализма иконокластов были лишены своих художественных сокровищ; кроме того, плодовитый художник успел в буквальном смысле слова "затопить рынок" бесчисленными гравюрами со своих рисунков. Много во всей этой массе произведений, посвященных почти исключительно церкви и религии, вялого, рутинного и безотрадного; однако это не извиняет того презрения, которым его обдают приверженцы узко-национальных взглядов на искусство58. В ряде крупных произведений, сгруппировавшихся в Антверпенском музее, а также в чудесной картине (несомненно, принадлежащей кисти мастера) в Гаагской галерее, Вое поражает звучностью своих красок и их смелыми сопоставлениями, а также монументальным величием фигур59. Иное - например, группа "Христа и св. Фомы" в Антверпенском музее - напоминает Греко60, другое сближает мастера с Тинторетто или Бассано; наконец, всюду в лучших произведениях Воса мы встречаем те черты, на которых могло воспитаться и окрепнуть, еще до поездки в Италию, юное искусство Рубенса.

Примечания

55 Часто едва ли ему принадлежащими. Известно, что для фонов своих картин Флорис пользовался помощью Генри ван Клеве.

56 Мы позволяем себе придерживаться этого принятого правописания, несмотря на то, что фонетически правильнее было бы писать Фос, Фельде и т. д.

57 Martin de Vos родился в Антверпене около 1531 г.; ученик своего отца и Ф. Флориса; до 1558 г. (в этом году Мартин принят мастером в антверпенскую гильдию) совершил путешествие в Италию; в Венеции он состоял помощником Тинторетто, а в Риме написал "Непорочное зачатие" для церкви S. Francesco a Ripa; в 1572 г. де Вос декан гильдии; умер мастер в декабре 1603 г. Из произведений назовем: шесть картин истории Ревекки в Руанском музее (1562 г.); "Страшный суд" 1570 г. в Севильском музее; картины с изображениями животных в Шверинском замке (1572 г.); "Моисей со скрижалями завета" в Гаагском Mauritzhuis (1575 г.); "Святая Родня" в Гентском музее (1585 г.); "Алтарь св. Фомы", "Алтарь монетчиков" (1601 г.), "Св. Лука пишет Мадонну" (1602 г.) - все три в Антверпенском музее; "Воскресение Лазаря" (1593 г.) в Лихтенштейнской галерее в Вене.

58 Характерно для этого отношения, что Вурцбах в своем столь обстоятельном словаре посвящает де Восу всего три столбца и отсылает интересующихся к устарелому труду Наглера.

59 В "Искушении св. Антония" прелестны сочетания буро-оранжевых красок с желтыми, розовых и черных с зеленовато - голубыми. Пейзаж, выдержанный в бледно-желтой тональности, предвещает в своей романтической живописности Калло. Триптих "Воскресение Христово" производит впечатление огромного ювелирного изделия; оно все сверкает серебристыми красками, среди которых необычайно звучной кажется алая драпировка Спасителя. В "Неверии Фомы" царит "благородный" холод; в левой створке - arrangement оливковых и серебристых тонов; в средней картине почти кричащие в своей яркости краски: малиновая, кобальтовая, оранжевая, зеленая и желтая.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.