История живописи
Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
IV - Разрушение стереотипов
5 - Мартин Гэмскерк
В истории пейзажа Гэмскерк также играет немалую роль. Следует отметить затейливость его архитектурных построений, если и имеющих зачастую мало общего с теми античными сооружениями, которые они должны изображать45, то все же полных какой-то сказочной прелести. Прямо жутким представляется Гэмскерк в серии иллюстраций, посвященных проявлению Божьего гнева, ниспровергающего огромные башни, обелиски, базилики и храмы. В шедевре мастера, в алтарных створках Гаагской галереи (1546 г.) он воздвигает в безупречной перспективе прекрасные портики и затейливые руины46; в "Крещении" Лилльского музея он изображает горный пейзаж, который мог служить соединительным звеном между пейзажами Скореля и Бриля; в картине Гарлемского музея "Добрый самаритянин", приписываемой Гэмскерку, мастер дает широко раскинувшуюся панораму Рима, и т. д. Нельзя, наконец, не отметить тех эффектов освещения, которые он решился воспроизводить, усиливая ими настроение, требуемое каждым данным сюжетом. Особенно поражает в этом смысле страшное грозовое небо на эрмитажном "Распятии", печальная вечерняя заря с выдающимися на ее фоне шестами колесованных в картине того же сюжета в Гентском музее и удивительно странный вечерний пейзаж, предвещающий Эльсгеймера, в картине "Явление Христа на Тивериадском озере" в Барнард-Кастле.
Краски Гэмскерка почти всегда несколько условны, но и в этой черте он новатор, ибо в ней выразились его стремления к той красочной связанности, которой впоследствии стала так славиться нидерландская живопись. Во имя этой связанности мы найдем уже у него и силуэты, выделяющиеся на своеобразном опаловом небе, и определенное деление далей на три или четыре плана, из которых каждый окрашен в определенный тон - коричневый или серый и, наконец, бурые нейтральные "фолии", на которых особенно ярко выделяются пестрые фигуры, имеющие что-то стеклянное в своей ясной цветистости.
5 - Мартин Гэмскерк
43 И это в двух картинах Гарлемского музея, написанных в 1532 г. еще до поездки мастера в Италию; очевидно, его подвинули на этот опыт пример или рассказы Скореля. Мы только что упомянули о Мантеньи и Мелоццо, это не единственная связь нидерландского чинквечентиста с итальянскими кватрочентистами: так, неловкая поза ангела на "Благовещении" Гаагской галереи напоминает нам фигуры Козимо Росселли и Липпо Липпи.
44 Гравировали с Гэмскерка: Thеodore de Вrу, Cornelis Bos (еще в 1537 г. им выгравирована с Гэмскерка "Мудрость и Справедливость"), Hieronymus Cock, Hermann Mьller, Dirk Coornhert и др.
45 Мастером, между прочим, написан вид римского Колизея (музей в Лилле), пожалуй, наиболее ранняя из картин в категории написанных "ведут", имевшей затем таких славных представителей, как Виттель, Каналетто, Паннини и т. д.
46 Лицевые стороны этих створок ("Поклонение волхвов" и "Поклонение пастырей") принадлежат к самому характерному из того, что создано Гэмскерком: нагромождению голов, драпировок, мускулистых рук, растопыренных пальцев соответствует необычайное обилие оттенков в красках. Красивее и спокойнее оборотные стороны изображают "Благовещение". Фигуры Богоматери, одетой в зеленовато-белый атлас, и ангела, облаченного в изумительную по краскам розовую тунику с парчовым стихарем, выделяются на фоне сизо-бурого портика, открывающегося на восхитительный гористый пейзаж.