История живописи
Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
IV - Разрушение стереотипов
3 - Барент ван Орлей
Один раз Орлэ вознесся и до создания грандиозного и возвышенного - это в изображении Страшного суда, написанного им с 1519 по 1523 г. и ныне украшающего Антверпенский музей. Здесь мы находим особенно ясные признаки того, что Орлэ хорошо знал итальянское искусство и, в частности, Рафаэля, но не эти "школьные" достоинства отводят обособленное место данному произведению. Гораздо значительнее все, что в нем содержится самобытного, романтично-сказочного, все те мистические элементы, которые роднят это замечательное произведение со средневековыми миниатюрами, с Альтдорфером и - как это ни странно - с Тинторетго (при этом не забудем, что последнему в момент окончания "Страшного суда" Орлэ было не более семи лет). "Страшный суд" Лукаса Лейденского тоже поразительная картина, но там более всего пленяет смелость радостных красок, сопоставление ярких и интенсивных колеров, среди которых сверкает белизна нагих, предвещающих Рубенса фигур; при этом бросается в глаза, что Лукас отнесся скорее индифферентно к самой сути темы. Напротив, на картине Орлэ обнаружилось не одно внешнее чувство красоты, но выразилась здесь и глубокая, очень своеобразная религиозная мечта. Некоторые части этого образа напоминают даже готическое искусство Кристуса, Роже и Беато - сила религиозного чувства в произведении фламандского художника все еще та же, как и их. При этом всецело Орлэ принадлежит какая-то разлитая во всем нота царственного траура.
Один подбор темно-синих и темно-зеленых красок в одеждах порхающих и реющих по золотистому небу ангелов сообщает триптиху единственную в своем роде "похоронную праздничность". Изумительно также переданы огромность пространства, бесконечные сферы Царствия Небесного, охраняемые Божьими стражниками, а в странных оттенениях сиреневой, желтой и розовой красок как-то усилено все то, что вызывает в нас ощущение чего-то грозного и печального35.3 - Барент ван Орлей
4 - Два Яна5 - Мартин Гэмскерк31 Bernard dOrley, Orlet, Ourlech, или Orlich, родился в Брюсселе (?) между 1485 и 1493 гг. в семье, как кажется, принадлежавшей патрициату. Некоторые считают, что около 1509 г. Орлэ посетил Италию и даже был дружен с Рафаэлем (возможно, что он был и два раза в Италии, как об этом свидетельствует один документ XVII в.). Однако вполне достоверным образом не выяснено даже то, чьим учеником был Орлэ на родине, и лишь предполагают, что его первым учителем был его отец. С 1518 г. мы застаем О. в качестве придворного живописца регентши Маргариты Австрийской. Умер Бернар 6 января 1542 г. в Брюсселе. Из произведений мастера назовем (приписываемое ему) "Перенесение мощей св. Вальпургии" в Туринском музее (1515 г.?); портрет доктора Целле (1519 г.) в Брюссельском музее; "Смерть Марии" - большой ретабль в брюссельском госпитале св. Иоанна (1521 г.); "Св. Семейство" в Лувре (1521 г.) и помеченный тем же годом ретабль "Испытание Иова" в Брюссельском музее; "Страшный суд", написанный с 1519 по 1525 г. в Антверпенском музее; "Св. Семейство" в Стокгольмском музее (1526 г.); триптих в брюггской Notre Dame, оконченный после смерти мастера Марком Гэрардтом.
32 Надо прибавить: и не могла бы удаться, слишком был велик шаг, который приходилось здесь сделать фламандскому мастеру, шаг от Давида к Рафаэлю. Но уже заслуживает полного уважения смелость и решительность попытки, а также сама новизна (для Нидерландов) задачи.
33 Особенно характерны для времени ракурс упавшей вперед женщины в средней картине и корчи мучающегося в геенне огненной грешника на внутренней стороне одной из створок.
34 Из пейзажных фонов этого прекрасного ретабля особого внимания заслуживает гористый вид, стелющийся позади сцены увода стад Иова. Наиболее интересные архитектуры (все еще кургузые, но уже менее "перегруженные", нежели у Мабюзе) встречаются в сценах "Бедного Лазаря", в верхней части "Смерти богача", в средней картине, изображающей гибель детей Иова, в "Деяниях милосердия" на створках ретабля "Страшного суда", на прекрасной картине Венского музея "Легенда св. Фомы". Великолепным декоратором Орлэ обнаруживает себя в луврских шпалерах "Охоты Максимилиана" и в прекрасных расписных стеклах брюггской S-te Gudule (1530 и 1532 гг.).
35 Орлэ был в 1526 г. привлечен инквизицией за принадлежность к ереси и чуть было не лишился своего придворного места. Нужно думать, что мастер, подобно Дюреру, по своим взглядам приближался к тем протестантам, которые не искали разрыва с традицией церкви, не искали и освобождения от чар ее мистики, но стремились освежить в ней религиозное сознание, удалить из нее те элементы растлевающей суетности, которые проникли и в Германию из Италии, ставшей каким-то питомником воскресшего язычества.