Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
IV - Разрушение стереотипов

4 - Два Яна

Близко к Орлэ стоит лувенский художник Ян де Риллар36, обладавший склонностью к цветистым, пестрым краскам и к затейливым композициям. Отчасти он приближается и к Луке Лейденскому, и к немцам, больше всего - к Альтдорферу. Риллара можно отнести к постановочным художникам: он любит скопление людских масс, красивые модные костюмы, эффектное освещение и пейзажи сказочного характера. Особенно хороши его "Избрание св. Евортия в епископы орлеанские" - картина, находящаяся в церкви св. Петра в Лувене, и две створки в Коммунальном музее того же города: "Падение Симона-Мага" и "Призвание апостола Павла". В "Св. Евортии" художник вводит нас во внутренность роскошного храма, наполненного духовенством и элегантными синьорами, напоминающими тех "зрителей", которые выглядывают из-за колонн на фресках в "Зале Константина". "Призвание Павла" представлено в виде стремительно мечущихся одержимых паникой воинов; в фоне над далеким пейзажем надвигается мрачная гроза. Еще прекраснее полный романтики фон с замками на холмах на "Маге-Симоне", близкий к пейзажу на Эрмитажном "Снятии с Креста", считавшемся произведением Орлэ, и к исключительно чарующей зеленоватой декорации, что стелется позади фигур "Распятия" в собрании гр. Е. В. Шуваловой37. На створке "Симон-Маг" некоторые фигуры напоминают Дюрера (апостол, взирающий ввысь) и Скореля (группа слева). К сожалению, до сих пор творение Риллара остается в тени, и трудно отвести ему определенное место в истории эволюции северной живописи.

М. ван Гэмскерк. Рождество. Гравюра
В духе Орлэ и Риллара работал и брюссельский живописец Ян Корнелис Вермейен38, удостоившийся фавора Карла V и сопровождавший императора в 1535 г. в Тунисском походе. В своих иллюстрациях этой знаменитой экспедиции, вытканных в серии пышных шпалер (ныне в Мадридском дворце)39, Вермейен является одним из лучших - среди фламандских художников - знатоков лошади40, а также искусным видописцем, с большим умением располагающим в фонах своих композиций виды тех местностей, среди которых происходили баталии, переходы, стоянки и парады. В Брюссельском музее Вермейену приписывают красивый "Триптих фамилии Мико", центральная картина которого изображает воскрешение Лазаря. Кто бы ни был автором этого произведения, оно должно стоять в ряду самых характерных картин "романизирующего" направления, являясь убедительным свидетельством того, что формальная система ренессанса успела к 1540-м годам войти в плоть и кровь потомков ван Эйка и Боутса. Целые фигуры здесь точно перенесены из произведений Пиомбо и Бронзино. Превосходны (и уже не в одном только "школьном" отношении) в этом триптихе и пейзажные фоны, состоящие из гор и долин, стелющихся под грозовыми тучами, а также из разных античных зданий и руин. В правой створке, позади превосходных портретов семьи дарителя, можно узнать довольно точное воспроизведение античного акведука Сеговии, в левой - руины античного амфитеатра41.

Каким-то специалистом по изображению античных сооружений и античной скульптуры представляется знаменитый в свое время гарлемец, лучший ученик Скореля - Мартин ван Гэмскерк42. Ему принадлежат два альбома с видами Рима, хранящиеся в берлинском Kurferstichkabinete, в фоне "Мадонны со св. Лукой" в Ренне он целиком изобразил дворец римской Casa Sassi с собранием античных статуй, почти на каждой его картине и на каждом его рисунке встречаются мотивы, зарисованные им во время путешествия по Италии, и, наконец, позади своего автопортрета (музей Фитцвиллиам в Кэмбридже) художник изобразил буро-оранжевые руины Колизея.

Примечания

36 Jan de Rillaer родился в Лувене около 1495 г., умер в 1568 г.; с 1547 г. он был живописцем города.

37 Странное дело: этот исключительный пейзаж на триптихе Шуваловского собрания, к которому мы постоянно возвращаемся, напоминает еще фон на большом "Распятии" Питера Эртсена в Антверпенском музее.

38 Jan Cornelisz Vermeyen (в Испании Juan de Mayo el Barbudo, или I. Barba-longa, прозвище, заслуженное мастером из-за его необычайно длинной бороды) родился в Бевервейке, близ Гарлема, около 1500 г.; возможно, что он был учеником Скореля (гораздо позже он состоял его компаньоном по скупке земель в северной Голландии), с 1525 г. Вермейен придворный живописец Маргариты Австрийской; с 1530 г. он при императоре Карле V; умер мастер в 1559 г. в Брюсселе.

39 Изготовлены эти шпалеры Панемакером с 1548 по 1554 г. Картоны к ним в Венском музее.

40 Превосходные изображения лошадей, собак и коров встречаются и на гравюрах Лукаса Лейденского (особенно замечателен лист "Молочница", являющийся в своем простом реализме предвозвестником картин Кейпа и Поттера), а также на картине "Поклонение волхвов" Госсарта и на шпалерных "охотах" и "баталиях" Орлэ. Возможно, впрочем, что последний художник пользовался помощью какого-либо товарища специалиста. Нидерландцы уже тогда славились и за пределами родины своим мастерством изображать животных, фрукты и цветы, и участием таких специалистов не гнушались даже итальянские мастера. В середине XVI в. один из превосходнейших живописцев Антверпена, ученик Питера Эртсена Иохим Бекелар, вынужден был зарабатывать свой хлеб тем, что писал "околичности" на картинах более счастливых товарищей.

41 Мариету было известно, что Вермейен во время своего пребывания в Испании нарисовал с натуры Сеговийский акведук.

42 Martin van Heemskerk, сын крестьянина, родился в 1498 г. в деревне Гэмскерк между Гарлемом и Алькмаром; влекомый страстью к искусству, он бежал из родительского дома; сначала Гэмскерк был учеником некоего Яна Лукаса и лишь 29-ти лет поступил к Скорелю в то время, когда утрехтский художник временно поселился в Гарлеме. К 1532 г. относится уже вполне зрелая картина Гарлемского музея "Мадонна со св. Лукой", и вскоре после этого мастер отправляется в Италию. В Риме он находит себе приют у кардинала Виллема Энкенвурта (умер 1534 г.) и с величайшим рвением изучает древности. Страх перед местью одного обокравшего его итальянца заставляет Мартина покинуть "вечный город" (в 1536 г.). В 1538 г. он снова в Гарлеме и заключает договор о написании для Алькмара большого ретабля (окончен в 1543 г.). В 1540 г. Гэмскерк - декан гильдии св. Луки, и около того же года он женится в первый раз; к 1546 г. относится контракт о написании алтаря суконщиков в соборе S. Bavo; в 1553 г. художник староста S. Eavo; в 1558 г. он учреждает ежегодную стипендию в пользу двух сирот со странным условием, чтобы брак облагодетельствованных совершался на его могиле; в 1570 г. знаменитый мастер освобожден от податей, и в том же году он сооружает мавзолей на могиле отца; в 1572 г., во время испанской осады, Гэмскерк переезжает в Амстердам. Умер мастер 1 октября 1574 г. и похоронен в S. Bavo. Характер Гэмскерка, судя по отзывам В. Мандера, был не из очень симпатичных; он очень любил деньги и отличался крайней боязливостью, которая заставляла его постоянно опасаться нужды на старости лет.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.