Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
XIII - Искусство Феррары

4 - Пейзаж в картинах Досси

Аналогичные мотивы городов встречаются и в других картинах Досси: в "Геркулесе" (Грац), в "Мелиссе", в "Аполлоне" галереи Боргезе, в картине "Братство смерти, коленопреклоненное перед Мадонной" Моденской галереи, в "Св. Иерониме" Венской галереи. Иногда вспоминаются пейзажи, встречающиеся у Лотто, Тициана и других венецианцев, но иногда эти фоны на картинах Досси получают более определенно германский оттенок. В странной картине Дрезденской галереи, изображающей "Сон", Досси приближается к самому вычурному из северных романтиков, к Босху188. Спящая, вокруг которой толпится всякая нечисть, лежит у реки, противоположный берег которой точно писан каким-либо "специалистом по пожарам" XVII века. Прямо в середине горят невдалеке от города ворота деревянного сарая, и пламя стоит чудовищным веером; слева в двух местах загорелись замок с высокой башней и прилегающие деревянные постройки189.

Не столько Босха, сколько Питера Брейгеля напоминают два пейзажа в галерее Боргезе, носящие там имя Доссо Досси, но считающиеся работами и Баттисты. На одной из этих картин изображена охота на оленя - в тот момент, когда затравленный собаками зверь только что ринулся в воду; другая представляет из себя странную смесь реалистических и фантастических мотивов: охоту с соколами, процессию каких-то чудищ и, вдали, корабельную верфь. Эти две картины едва ли, однако, писаны одним из братьев; костюмы указывают на 1550-е годы, когда оба художника были уже в могиле. Но дух этих пейзажей еще тот же, что исполняет фон "Рождества", "Геркулеса" или дрезденской "Справедливости", вполне соответствующий мятежному, авантюристскому характеру феррарцев, лишь с большим преобладанием северных элементов. Самая мысль создать такие "чистые пейзажи", в которых фигуры играют лишь роль "украшения", не итальянская, а нидерландская190. Вполне понятно, что несколько позже нидерландец Рубенс, приехавший в Италию для совершенствования в своем искусстве, должен был обратиться именно к венецианским и к феррарским образцам, чтобы развить свое понимание пейзажа191. Он как бы возвращал себе то, что ему принадлежало по праву происхождения.

Примечания

188 Мы уже не раз встречались с такими заимствованиями итальянскими художниками тем северной живописи. Дань этому духу времени отдал даже Микель Анджело. Рафаэль, судя по гравюрам Маркантона, не чуждался подобных сюжетов ("Лошадиный скелет", "Сон", "Чума").

189 Эгу картину приписывали и Гарофало (в 1746 г.), и Доссо Досси, и Баттисте Досси (Вентури). Теперь значится как "школа Доссо Досси"

190 При Феррарском дворе с 1545 г. состоял между прочими нидерландский художник Лука Корнелио дОланда (сын знамелитого Корнелиса Энгельбрехтсена?), писавший пейзажи, которые были "стаффированы" Баттистой Досси и Камилло Филиппи; этот же художник исполнил ряд орнаментальных и пейзажных картонов для шпалерной мануфактуры (между прочим, большие пейзажи, среди которых фигурировали Диана, отдыхающий Геркулес, Геркулес, убивающий гидру, Эвридика). Кроме него, при Феррарском дворе состоял другой фламандец, Guglielmo Boides (из Малина?), также писавший пейзажи, и, наконец, целый штат фламандских ткачей.

191 Среди итальянских элементов в творчестве Рубенса можно найти больше именно характерно феррарских, нежели венецианских мотивов. Значение промежуточных явлений между пейзажами школы Досси и Рубенса могут иметь пейзажи венецианцев Бассано и Мельдолы, содержащие, наряду с характерновенецианскими, и феррарские мотивы, а также пейзажи Бриля и целой массы второстепенных нидерландцев второй половины XVI в., поселившихся в Италии и опять-таки связавших нидерландские традиции с итальянскими.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.