Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
XIII - Искусство Феррары

3 - Досси: рыцарская поэзия в живописи

Среди "эффектнейших" легенд Ринасшименто сохранился, наконец, слух, что оба брата отравили призванного к Феррарскому двору Порденоне. Но все это, к сожалению, не выясняет художественного положения Досси в истории живописи "золотого века", и, в частности, самое разделение творения, носящего имя Досси, между обоими братьями представляет такое затруднение, что полезнее всего оставить этот вопрос не решенным. Документально подтверждается деятельность Джованни, или Доссо, Досси, начиная с 1513 года, когда ему было уже за тридцать лет; из сохранившихся же произведений братьев Досси самое раннее относится к 1522 году, иначе говоря, к тому периоду, когда они уже вполне успели выработать свое искусство185.

Самой характерной особенностью Досси является, повторяем, страстный оттенок их картин. Часто мы видим у них надвигающиеся тучи и резкое белое освещение, какое замечается перед грозой. В соответствии с этой чертой находится непринужденный характер группировки фигур и несколько "беспорядочная" планировка ландшафтов, придающая им (в то время еще новый) характер чего-то непосредственно взятого с натуры. Колорит большинства картин Досси соответствует эффектам осенних дней: мы видим порыжелые деревья, выцветшую траву, массы тени, чередующейся с резко освещенными частями. Они любят сопоставлять вперемешку кусты, деревенские дома, рощи и городские башни, погружая некоторые которые из них во тьму, обдавая другие фосфорическим светом. На фоне темных туч уныло светятся снежные Альпы. Некоторые хотели видеть в этих мотивах реминисценции Триентских гор, другие указывали на подражание Дюреру и Альтдорферу, причем вообще можно констатировать в живописи Досси германский привкус. Общий стиль картин Досси, однако, итальянский, точно так же, как итальянский дух пропитывает и поэзию их друга Ариоста, хотя и она вдохновлена рыцарскими романами северного происхождения.

Самые темы у Досси романтичны. То они изображают торжествующую волшебницу Мелиссу (неправильно называемую обыкновенно Цирцеей; в римской галерее Боргезе), то Геркулеса среди пигмеев (тема, которой, как мы видели, воспользовался и северный "романтик" Кранах Младший), то таинственную нимфу, преследуемую сатиром, то Цирцею в лесу, окруженную завороженными ею жертвами (собрание Бенсон в Лондоне). Романтическим привкусом обладают даже их иллюстрации античной мифологии: помянутый "Геркулес", "Мифологическая сцена" в собрании Боргезе, "Гора" в Дрездене, "Дидона" в галерее Дория и, наконец, один из шедевров "золотого века", сюжет которого истолковывается как "Юпитер и Антиопа", в собрании маркизы Норфэмптом в Лондоне186.

Фантастический характер, в духе рыцарской поэзии, Досси придает и церковным картинам. Над евангелистом Иоанном (собрание Киджи в Риме) собирается буря, и полон здесь романтизма морской берег вдали, с замком, блекло светящимся позади кулисы темного дерева. Позади Св. Семейства (Капитолийской галереи; долгие годы картина эта шла за Джорджоне) мы видим снова берег моря и гонимые ветром паруса. Особенно прекрасно "Рождество Христово" (с портретами семьи Эсте) в Моденской галерее. Господь в розоватой одежде мчится здесь в грозовых тучах, точно готовый все сокрушить под собой187. Далеко стелется позади фигур местность, освещенная серо-желтоватыми бликами и оттененная оливковыми тонами: сначала какие-то низкие скалы, из которых выливается поток, кусты и поля; дальше, среди рощи, пышный античный город с белеющей колонной и пирамидой; еще дальше - цепи гор, из которых некоторые уже покрыты грозовым мраком.

Примечания

185 Нет ни одного произведения, которое можно было бы без спора отдать одному из братьев Досси. Цванцигер строит свою стильную критику, разграничивающую творение братьев, на картине собрания кн. Киджи в Риме "Мадонна Понтекино", 1527 г. Однако единственным подтверждением того, что эта картина писана именно Джованни, является свидетельство Вазари, точность показаний которого принято ставить под сомнение. Другая картина, "Поклонение пастухов" в Моденской галерее, может быть отдана Джованни, так как, действительно, он получал плату за работы в капелле Эсте Моденского собора, для которой образ был написан. Насколько, однако, шатки эти суждения, показывает хотя бы то, что А. Вентури приписывает ту же картину Баттисте. В свою очередь, Баттисте приписывает Цванцигер маленькую картину "Св. Иероним" в Венском музее, тогда как она именно считалась прежде, благодаря своей монограмме (сложенные кости и буква Д), работой старшего брата, а также картину Моденской галереи "Братство смерти у ног Мадонны", хотя плату за нее получили наследники Джованни. Характерными произведениями для Джованни Досси, которого и принято называть Доссо Досси (самое имя Доссо получилось от дарованного герцогом их отцу имения близ Мантуи), Цванцигер считает картины "Мадонна Киджи", "Отцы церкви" (1532 г.) в Дрездене, "Рождество" (1536 г.) в Модене, "Св. Иоанн на Патмосея" в Феррарской Пинакотеке, "Отцы церкви" в Берлинском музее, "Св. Севастиан" (1522 г.) в Моденском соборе, "Дидона" в галерее Дория, "Св. Севастиан" в Брере, "Мелисса", "Аполлон", "Св. Севастиан" и "Мифологический сюжет" в галерее Боргезе, "Св. Михаил", "Мир", "Правосудие", "Одна из Гор с конями Аполлона" в Дрездене, "Св. Михаил" в Пармской галерее, "Мадонна со святыми Георгием и Михаилом" в Моденской галерее, "Св. Семейство" в Ольденбургской галерее, "Астольфо с головой Орфиле" в Штутгартской галерее, "Цирцея" в собрании Бенсон, "Жалоба нимфы" в собрании гр. Ланскоронского в Вене, "Геркулес и пигмеи" в Грацкой галерее. К этой же категории принадлежит и прекрасная картина маркизы Норфэмптон "Юпитер и Ио", "Пирушка" в Питти, серия квадратных сюжетов в Моденской галерее, громадная "Пала" в Феррарской Пинакотеке (в сотрудничестве с Гарофало?), несколько портретов, среди которых "Поэт с музой" в Лондонской галерее, "Альфонс I", "Эрколе I" и "Шут" в Модене. Типичными для Баттисты тот же автор считает "Св. Иеронима" в Вене и картину на тот же сюжет в Неаполе, "Отдых на пути в Египет" в Питти, "Мадонну" и "Рождество" в галерее Боргезе, портрет Бельтрамонте в галерее Дория и др. Фриццони приписывает Доссо (на наш взгляд, с основанием) превосходную женскую головку "Сивилла" в Эрмитаже.

186 В этой изумительной картине особенно поражает близость Досси, с одной стороны, к Джулио Романе, с другой, к Корреджо. В ряду произведений Досси картина эта выделяется и своими чертами реализма. Совершенно достойна венецианских и ломбардских кватрочентистов, с отчетливым уклоном в сторону благородной стилизации в духе Корреджо, живопись лимонных деревьев, у которых происходит загадочная сцена, а также ковер цветов, что стелется на первом плане.

187 Этот "ураган" ничего не имеет общего с грозным спокойствием рафаэлевского "Видения Иезекиля".

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.