Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
IV - Художники из "мастерской Рафаэля"

4 - Перино дель Вага

Из всех "рафаэлитов" Джованни самый скромный. Он лишь между прочим брался за исторические и религиозные сюжеты, вставляя их среди богатых орнаментов. Но по духу творчества он, пожалуй, самый близкий к своему вдохновителю. Другие мастера вторгались в ту область, в которой Рафаэль должен был остаться без соперников - в "драматическую живопись", и при этом обнаруживалась относительная бедность их воображения, их душевного и умственного опыта. Джованни остался в пределах какого-то подчиненного творчества, служившего как бы только добавляющим украшением к главному, но как раз в этом "аккомпанементе" он оказался обособленным и чарующим художником. Чем он был обязан своему руководителю, явствует хотя бы из того, что позднейшие его работы менее легки и свободны, нежели те, которые были созданы под непосредственным наблюдением Рафаэля. Но и они отличаются чертами, роднящими Джованни с автором "Парнаса" и "Галатеи", - настроением ясности, радости и изумительным чувством ритма.

Знаменитым на всю Италию художником был "рафаэлит" Перино дель Вага33, но и его теперь знают лишь специалисты, да и то плохо, так как частью его творение все еще не изучено или не отделено от других (например, его живопись в "Лоджиях" и в замке св. Ангела), частью он, действительно, "теряется" в тени великих мастеров того времени. Лучшее и наиболее значительное, что осталось от Перино, - это его фрески в Palazzo Doria в Генуе, и его фрески в Castel sant Angelo в Риме. И, однако, что можно сказать про эти стенные уборы, кроме того только, что они превосходные уборы? Изображают генуэзские фрески паладинов, прародителей семьи Дория, героев античного Рима, триумфы, Гигантомахию, сцены из "Метаморфоз" и "Энеиды". Под кистью Мантеньи или Рафаэля такие темы зажили бы, приобрели бы великую силу убедительности. Здесь же это только стенные орнаменты, благодаря которым апартаменты великого адмирала получили удивительный grandair, но которые отдельно от стен теряют интерес. Они и не запечатлеваются, не продолжают жить в памяти, наподобие фресок "Станц" и "Сикстинской".

Фрески Перино в трех залах замка св. Ангела и в его коридорах (исполнены они при сотрудничестве Маттео ди Сиена, Джованни да Удине, позже - Пеллегрино Тибальди, обоих Цуккаро и др.) свежее фресок в Генуе; здесь же роспись достигает большой силы в иллюзионной передаче писаной архитектуры. Однако и эта декоровка не отличается, по существу, от подобного убора, исполненного Вазари (отчасти в подражание Перино) в римской "Канчелларии". Фрески замка св. Ангела несравненно красивее писаны, сильнее в тоне, сочнее по формам, но то, что можно поставить в упрек Вазари, приобретшему в истории значение художника - типа упадочного Ренессанса, то самое характеризует и эту живопись, объединенную именем Перино. Это "только украшения"; в основе создания их лежит желание поразить знанием и понравиться изяществом форм, но отнюдь не какие-либо переживания личного порядка.

Если не заняться этими фресками специально, то даже не скажешь, что иные из них изображают; в частности, относительно "Залы Паолины" затруднишься ответить на вопрос, содержат ли стенные картины религиозные или светские темы.

Примечания

33 Перино Буонакорси родился около 1501 г. во Флоренции; он был учеником ремесленного живописца Андреа да Черри и Ридольфо Гирландайо, но своим художественным развитием обязан, главным образом, изучению Рафаэля и Микель Анджело. Свое прозвище "Вага" Перино получил после того, как он состоял в течение некоторого времени при живописце этого имени, имевшем работы в окрестностях Рима. С ним Перино попал в "вечный город", где юноша и познакомился с Рафаэлем, принявшим его в число своих помощников при росписи "Лоджий". Перино придерживался наиболее точно рисунков мастера и отличался тщательностью своего исполнения. Из самостоятельных работ Перино в Риме достойны упоминания роспись ландшафтами лоджетты в саду кипрского архиепископа Подокатаро, фреска (так же славившаяся своим точным пейзажем) "Снятие с креста" в "Минерве" и фрески в церкви Santa Trinita, поражавшие своей пластичностью (особенно "Встреча Марии с Елизаветой"). В 1523 г. Перино принужден был покинуть Рим из-за чумы и одно время жил во Флоренции, после чего снова вернулся в Рим, где он женился на сестре Пенни. "Sacco" 1527 г. разорил Перино, и одно время он был принужден зарабатывать свое пропитание рисунками (эротического содержания) для гравюр, издававшихся бывшим слугой Рафаэля, Бавиэра; но затем в начале 1528 г. его приглашают в Геную, где ему достаются главные декоративные работы в грандиозном дворце, который себе построил Андреа Дория, знаменитый "префект моря", адмирал флотов Карла V и Франциска I - "ut maximo labore jam fesso corpore honesto otio quiesce-rete". К сожалению, не сохранилась та из плафонных фресок в Palazzo Doria, которая более других поразила современников Перино и была настолько прекрасна, что, согласно Вазари, побудила сотрудника мастера по росписи дворца, превосходного живописца Джироламо из Тревизо, раскаиваясь в своей прежней критике на работы товарища, бежать из Генуи. Возможно, что именно эта фреска могла сыграть свою роль в истории "патетического пейзажа". Вазари расточает восторженные похвалы тому, как были здесь изображены все ужасы кораблекрушения Энея и, в частности, волны разбушевавшегося моря. К сожалению, представление об этом плафоне мы имеем лишь по небольшому рисунку в Лувре и по довольно грубой гравюре с нее неизвестного мастера. На том и на другом листе значительная роль предоставлена, действительно, волнам и особенно нависшим грозовым тучам, но характерно для такого эпигона, как Перино, что фигура Нептуна на колеснице целиком заимствована с рисунка Рафаэля, гравированного Маркантоном. По окончании сложных работ в Palazzo Doria, в 1535 г. Перино отправляется в Низу и оттуда снова в Рим, где он расписывает капеллу Массими в "Trinita" (особенно славилась здесь фреска "Силоамская купель"), доканчивает убор "Станц" в Ватикане и сочиняет превосходный скульптурный потолок для "Sala Regia" там же (1542 г.). Вообще же Перино в это время больше интересуется композицией, сочинением, нежели самым исполнением (главным исполнителем под его руководством был Джироламо Сичиоланте да Сермонета). Последнее время Перино был занят росписью парадных зал в замке св. Ангела и в "Канчелларии". Умер Перино в ноябре 1547 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.