Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
IV - Художники из "мастерской Рафаэля"

3 - Джованни из Удине

Большая часть этих фресок была исполнена в виде рельефов из камня и бронзы; однако встречались и такие, в которых фигуры и одежды были представлены в натуральных красках. Но одна черта присуща как этим, так и всем прочим итальянских фасадным фрескам того времени: стремясь заменить ими скульптуру полуорнаментального характера, художники избегали в них передавать глубину и умышленно "оставались плоскими"26. Благодаря этому, в этих картинах почти отсутствует то, что можно назвать "декорацией", да и "бутафория" сведена к минимуму. Однако изощренная натура и композиционное остроумие помогли при этом Полидоро, Матурино (и близким к ним художникам) выработать особую систему стилистических приемов, придающую их фрескам и разнообразие, и выразительность; в частности, они изобрели и способы по-новому, сочно и изящно стилизовать растительное царство, скалы и здания - и этим их изобретением не погнушался воспользоваться даже такой великий выдумщик, как Джулио Романо27.

Среди "рафаэлитов" едва ли не самым чарующим является помянутый уже Джованни из Удине28, специализировавшийся на живописи животных, цветов, фруктов, орнаментов - гротесков - и изучивший превосходным образом стюковую технику, вдохновляясь теми остатками древних декоровок, которые были открыты в засыпанных землей залах античных дворцов, в так называемых "гротах"29.

Своим происхождением Джованни принадлежит к "венецианцам"30; попав, однако, в Рим в молодости и быстро сделавшись ближайшим к Рафаэлю человеком, он выработал особую манеру, в которой очень много чисто римской величественности, чисто латинской классической грации и в которой почти не найти следов того вкуса, который присущ характерно венецианскому искусству.

Перино дель Вага и его помощники. Одна из стен Залы Паолины в Замке св. Ангела. Рим.

Джованни был сыном зажиточного гражданина, страстно любившего охоту. Вазари рассказывает, что юноша унаследовал отцовское увлечение31, и в связь с этим он ставит то мастерство, с которым художник изображал всевозможных зверей и птиц, мастерство, обнаружившееся еще в ранней молодости. Побыв несколько лет в учении у Джованни ди Мартино да Удине и у Джорджоне в Венеции, юноша попал затем, благодаря рекомендации графа Кастильоне, в помощники к Рафаэлю. Прибыв в Рим уже готовым мастером, Джованни сумел, однако, усвоить себе новые приемы, бывшие в ходу в римской живописи, и, кроме того, дополнил свои технические знания в специальных отраслях пейзажа, натюрморта и "зверописи", пользуясь советами состоявшего при Рафаэле нидерландца Яна Рейша.

Санцио сумел оценить влюбленного в природу и превосходно обученного юношу и извлечь из его сотрудничества всю пользу для своих задач32. Это благодаря Джованни "Лоджии" получили ту радостность, тот "аромат натуры", которые рядом с торжественностью официальных зал и парадных апартаментов первосвященника производят в Ватикане необычайно освежающее впечатление. Своеобразную прелесть придал Джованни как серии картонов к декоративным шпалерам, предназначавшимся для Льва X, так и декоровке "Фарнезины" и виллы "Мадама", а также всем своим вполне самостоятельным работам, из которых особенного внимания заслуживают два этажа лоджий и фрески, исполненные Джованни на родине, в Удине.

Примечания

26 Однако этой чертой не отличались фрески Джорджоне и Тициана на Фондако деи Тедески; в них, напротив того, оба живописца постарались как бы "нарушить плоскость стены" и покрыли ее затейливым архитектурным убором en trompe loeil, среди которого виднелись всевозможные фигуры, взятые из жизни. Это одно типично для Венеции.

27 Не в системе ли этих приемов и нужно видеть ту "легкость", введение которой в живопись Вазари приписывает Полидоро и Матурино.

28 Giovanni le Recamatori (Nanni?) родился в Удине 15 октябри 1487 г.; покровительствуемый патриархом Гримани, он попал в Рим и был зачислен в помощники к Рафаэлю после того, как получил первоначальное художественное образование в Венеции у Джорджоне. В 1522 г. он бежал от чумы на некоторое время в Венецию. После погрома Рима в 1527 г. Джованни проживал в Удине и во Флоренции. В 1534 г. он снова пребывал короткое время в Риме, куда он вернулся, в качестве паломника, и в "юбилейный" 1550 год. Умер Джованни в Риме в 1564 г. Он пожелал быть похороненным рядом с Рафаэлем.

29 Отсюда слово "гротески", которое употреблялось в приложении к уборам во вкусе древних.

30 К венецианцам же принадлежит и уроженец фриульского города Фельтре Морто да Фельтре, прежде идентифицировавшийся с Пьетро Лунно, в котором, однако, согласно исследованию Дзотти (Ruggero Zotti "Morto da Feltre, Padova, 1911), нужно видеть Лоренцо Лунно, имевшего также прозвище "Zarotto" (родился в 1474, умер около 5 января 1527 г.). Вспомнили мы об этом художнике здесь, ибо ему приписывает Вазари самое изобретение искусства "гротесков"; но нужно сознаться, что на сей раз знаменитый историк заслуживает мало доверия, так как гротески или орнаменты в античном вкусе можно встретить и у Пинтуриккио, и у Синьоpелли в работах, исполненных до того момента, когда Морто прибыл в Рим и мог начать изучать "гроты". Стильно-критическая наука попробовала и из Морто создать значительную фигуру, чуть ли не соперника Джорджоне и Пальмы, но немногие вполне достоверные произведения мастера (между прочим, подписной образ в Бонне, 1511г.) отводят ему более скромное место. Заметим себе еще то, что Вазари приписывает Морто влияние на Джованни да Удине.

31 Ему даже приписывали изобретение особого приема охоты, который состоял в том, чтобы прятаться за писаным и вырезанным изображением зверя. И в позднейшие времена Джованни страстно увлекался охотой, удаляясь со своим слугой иногда за десять миль от Рима и возвращаясь тяжело нагруженным добычей.

32 Вазари не нахвалится, описывая сочный, красивый способ работы Джованни. Он даже на сей раз изменяет своему пристрастию к флорентийцам и произносит род попрека по их адресу, утверждая, что флорентийские художники, "привыкшие к робкой и мученной манере", не сумели оценить работы Удине в Палаццо Медичи.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.