Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XV - Видовая живопись

3 - Антонио Канале. Микеле Мариески

Антонио Канале. Вид на Бренте. Оригинальный офорт

Связь Антонио Канале с "отвлеченными" перспективистами очень ясна264. Сын театрального декоратора и сам готовившийся стать таковым, он с ранних лет был приучен справляться с хитрыми манипуляциями циркуля и линейки; школа, пройденная им затем в Риме бок о бок с Панни-ни, который был всего лет на пять старше Канале, довершила его образование, и художник вернулся в Венецию виртуозом, которого не могли затруднить и сами сложные композиции. Примерами его ранних работ являются фантастические виды, украшающие одну из зал Palazzo Giovanelli в Венеции, и близкие к ним большие сочиненные городские виды в собраниях Е. П. Олив и M. H. Бенуа в Петербурге. В это время Антонио сходится с Тиеполо265, который пишет на его холстах стаффаж и от которого видописец, вероятно, получает ценнейшие указания как владеть воздушной перспективой, как передавать серое небо Венеции и ее особый свет. Постепенно Канале приобретает при этом большую сочность письма и более "жизненный почерк". Однако и в дальнейшем ему не удается переступить ту границу, которая отделяет первоклассное мастерство от истинной гениальности; до Гварди Канале так и не дошел, да и не мог дойти. Характерно для него уже то, что он считал возможным пользоваться механическим способом запечатления видимости посредством камеры-обскуры.

Шедеврами Канале могут считаться две картины в Palazzo Sormani в Милане и варианты на те же сюжеты в Эрмитаже ("Прибытие посольства" и "Отплытие Бученторо")266. Эти композиции наполнены тысячью очень жизненных фигурок (вероятно, написанных Цукарелли), но и самая их архитектура овеяна чувством жизни, и все вместе взятое дает самые убедительные изображения венецианской пышности и веселья267. Тонкое чувство природы подсказало, при этом, Канале надвинуть хмурую тучу над крышей Palazzo Ducale, под арки которого не спеша следует процессия сановников; этот хмурый эффект сообщает всему какую-то совершенно особую грандецу. "Регата", напротив того, залита солнечными лучами; мимо мраморных дворцов несется с высокого Campanile радостный гул колоколов, с галер, но набережным грохочут пушки, гуляет веселая толпа, на воде сталкиваются наполненные масками лодки, плещут весла и смеются гондольеры. Несомненно, авторское право на сами эти "видения" принадлежит Каналетто, а не его сотруднику-фигуристу; он сумел увидеть оба важнейших момента в жизни своего города, прочувствовать их и запомнить их чарующую целостность268.

Художественное лицо Микеле Мариески, к сожалению, до сих пор, несмотря на труд Фоголари, не выяснено269. Мы знаем его гравюры, нам известны несколько его картин, но этого еще мало, чтобы уделить ему вполне определенное место между Карлеварисом и Канале. Не следует ли скорее его поставить между Карлеварисом и Гварди, т.е. не означает ли он этап на пути к "освобождению", к вящей живописности? За это говорит как то, что у Мариески мы встречаем "меньшую регулировку" перспективной стороны, так и то, что в лучших своих картинах мастер обнаруживает себя природным колористом, необычайно "вкусно" сопоставляя зеленоватые и коричневые краски и достигая в этом прелестного горячего тона.

Придерживаясь хронологического порядка, нам следовало бы теперь обратиться к Гварди, но прежде чем это сделать, взглянем на творчество Беллотто270, являющееся если и не "гениальным откровением", то все же, в известном смысле, апогеем и завершением. Ловкость и твердость, с которыми Беллотто изображает здания, деревья, горы, небо - остаются непревзойденными. Нигде слабости, нигде промаха. Системой теней и рефлексов мастер владеет с какой-то безупречностью; ошибки или хотя бы "слабости" в перспективе ему неизвестны; и нигде мы не встречаем у него вредящие общей выдержанности тона цвета. Однако, за всем тем, сравнительная немилость историков по отношению к Беллотто имеет свои основания. Еще чаще, нежели у Канале, чувствуется у него под всем великолепием помощь механического аппарата, слишком рабское следование теории и какое-то невозмутимое "равнодушие" художника, передающееся зрителю и оставляющее его холодным.

Примечания

264 Antonio Canale, или как он сам подписывает "Canal" родился в 1697 г. в Венеции; ученик своего отца и Л. Карлевариса; готовился быть декоратором, но после посещения Рима, где мастер пробыл с 1719 по 1722 г., и где он изучал остатки римских памятников", К. всецело перешел к ведуте. Считается, что в 1746 г. художник отправился в Англию, где он пробыл около двух лет (предполагается, что несколько позже Канале и вторично побывал в Лондоне). На баллотировании 14 января 1763 г. в члены Венецианской Академии ему предпочитают Цукарелли, Градицци и Павону, но в том же году (11 декабря), по смерти Ногари, он удостаивается чести вступить в число академического конклава, причем предложивший его новый президент Питтони назвал Канале: "Valente e cеlеbre professore, pittore di somma onesta e vertu". Умер Антонио в Венеции 20 апреля 1768 г. - Лучшие картины мастера, кроме упоминаемых в тексте, находятся в Бергамо, в Лондоне (в National Gallery, в Wallace Collection, в Soane Museum и в Montague House), в Лувре, в Неаполитанском музее, в Виндзорском замке, в собрании Е. Г. Швартца в Петербурге.

265 Если только Тиеполо не сопровождал друга в Рим, что нам кажется вполне возможным. Мы не знаем ничего положительного о первых годах жизни Тиеполо, что противоречило бы этой догадке.

266 Характерна для школы ведутистов та охота, с которой они повторяют одни и те же сюжеты, очевидно - в ответ на спрос туристов-любителей. Часто при этом наблюдаются наивно-точные плагиаты одних художников у других. Серия картин Гварди в Лувре существует, например, совершенно в тех же композициях и лишь с некоторыми вариантами в виде произведений Канале (известных нам по гравюрам Брустолоне), и точно так же написанные композиции (серии) Гварди, находящиеся в нашем собрании, имеют своих близнецов в произведениях Канале, Мариески и Вицентини; наконец, "живописец-хроникер" Габриеле Белла своей специальностью сделал огрубелые повторения гениальных "импресий" Гварди, изображающих публичные церемонии. Это обстоятельство бросает очень яркий свет на художественные нравы того времени; оно доказывает, что чувства товарищеской, отчасти коммерческой солидарности говорили в "семье" венецианских живописцев громче, нежели интересы самолюбия. Более одаренные позволяли менее одаренным себя обкрадывать.

267 Идея этой картины также происходит от одной композиции Карлевариса.

268 Из громадного творения Канале выделим еще насыщенную голубоватыми испарениями картину в Уффици; на сей раз это обыденный вид Венеции, а не "праздник". Пребывание в Англии такого знатока воздуха, каким является Канале в этом произведении, наполненном большей свободой, нежели это себе позволяет обыкновенно мастер, не могло пройти бесследно для живописи, давшей впоследствии Тернера и Бонинггона.

269 Michеle Marieschi, живописец видов (которого не надо смешивать с его сыном, историческим живописцем, учеником Дидзиани, - Якопо Мариески) родился около 1688 г.; считается, что побывал в Германии; умер в 1743 г. В Академии Художеств приписываются мастеру две посредственные ведуты Венеции, происхождение которых, к сожалению, неизвестно. О картинах в Эрмитаже и в Румянцевском музее мы упоминаем в тексте. Ряд видов Венеции гравированы самим мастером в 1741 г., с приложением собственного портрета, под заглавием: "Magnificentiores selectioresque urbis Venetiarum prospectus".

270 Bernardo Bellotto, или Bellotti, прозванный "Canaletto", родился в 1720 г. в Венеции; ученик своего дяди Антонио Канале; в 1745 г. отправился в Мюнхен, оттуда в Дрезден. Здесь, пользуясь покровительством всесильного графа Брюля, он живет в два приема: с 1747 г. по 1755 г. и с 1761 г. по 1766 г. Во время Семилетней войны (при осаде Дрездена погибло все оставленное художником в своем доме имущество) Беллотго работает при венском дворе (1758-1761 гг.). В 1766 г., по пути в Петербург, мастер останавливается в Варшаве, где и остается до самой смерти 17 октября 1780 г., состоя с 1768 г. придворным живописцем короля Станислава-Августа. Из произведений Беллотго назовем: его ранние пейзажи из окрестностей Варезе в миланской Брере, серию венских видов в Венском музее, серию дрезденских и варшавских видов в Дрезденской галерее и в Гатчинском дворце, ряд изображений манежей в собрании г-жи Козен в Петербурге. Блестящие офорты мастера принадлежат к лучшему, что создано в этой области.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.