Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
VII - Близкие духом с Корреджо

3 - Манерный Бароччио

как соотечественник Бароччио - Федериго Цуккаро, как сиенец Ванни93, как болонцы - Бартоломео Пассаротти94 и братья Прокачини95, как флорентийцы Чиголи96 и Грегорио Пагани97. Все эти художники обладают в изумительной степени способностью связывать в одно сплоченное целое сложные группы фигур, их произведения при огромном мастерстве техники получают, благодаря этому, пышный характер, они все видят цель живописи в том, чтобы заполнить предоставленную им поверхность каким-то хитрым узором и выказать свои уверенные знания в перспективе и в анатомии. Все они при этом, основываясь на своих громадных школьных знаниях, охотнее всего обходятся без натуры.

Среди этих мастеров Бароччио98 занимает самое выдающееся место, и недаром он в продолжение веков цитировался среди "классиков" итальянского искусства. Более умелых в рисунке и в живописи мастеров, нежели он, не много найдется во всей истории. По гибкости и элегантности карандаша, по умению заполнить пространство пышными фигурами и драпировками он не имеет себе соперников. Но на наш вкус, Бароччио действует отталкивающим образом благодаря тому, что все в нем ложь, и ложь его красок, вдобавок, обладает нестерпимой чертой - приторностью. Впрочем, во "внешней истории живописи" нельзя игнорировать и ту смелую своеобразность, которую Бароччио обнаружил в подходе к задачам света, и в большинстве случаев его композиционные проблемы обнаруживают редкую для времени склонность к простору, к ширине. Рубенс, Лебрен и Буше заимствовали именно у Бароччио немало самых важных приемов композиции, и, благодаря примеру его (примеру, остававшемуся еще и в XVIII веке руководящим для всего европейского художества), культ черноты, введенной болонскими академиками, не завладел живописью окончательно. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, можно отстаивать мнение, что маньерист Бароччио в истории реализма, в частности, в истории "пленэра"99, играет одну из самых видных ролей.

Примечания

93 "Кавалер" Francesco Vanni родился в Сиене в 1563 г.; умер в 1609 г. По краскам и всему стилю композиции этот великолепный виртуоз приближается к Бароччио.

94 Bartolommeo Passaroti, или Passeroti, родился в Болонье около 1530 г., умер там же 3 июня 1592 г. Ученик П. Тибальди и Таддео Цуккаро. Наиболее к Корреджо он приближается в "Мадонне со св. Иоанном" болонского San Giacomo. Молодые его произведения при всем сходстве с пармцами обладают большей искренностью. Прелестна его небольшая "Santa Conversazione" среди пейзажа в Болонской Пинакотеке.

95 В семье художников Procaccini особенно выделяются два сына: Ercole il Vecchio-Camillo (род. около 1550 г. в Болонье, умер в 1627 г. в Милане) и Giulio Cesare (родился около 1560 г., по другим сведениям - в 1548 г., умер около 1626 г. в Милане). Шедевром первого можно считать бурное, эффектное "Избиение младенцев" в пиачетинском San Sisto; второй знаменит особенно своими грациозными "Мадоннами" (две лучшие его картины в Эрмитаже), но и в больших религиозных композициях он достигает иногда подлинной мощи.

96 Lodovico Cardi, прозванный Cigoli, родился в Чиголи близ Флоренции в 1559 г., умер 8 июня 1613 г. в Риме. Ученик Санти ди Тито, дополнивший свое образование на изучении Корреджо. Из его произведений назовем "Мучение св. Стефана" (1597 г.) в Питти и "Эмаус" в Флорентийской Академии

97 Флорентиец Gregorio Pagani (не надо смешивать с моденцем Gaspare Pagani, род. в 1513 г., также одним из последователей Корреджо), сын Франческо П., родился во Флоренции в 1558 г. Ученик своего отца и Санти ди Тито. Находился под влиянием Чиголи. Умер 3 декабря 1605 г. Совершенной имитацией Корреджо является его большой образ в Эрмитаже "Мадонна со святыми", 1572 г.

98 Federigo Barocci Fiori родился в Урбино в 1528 г. или в 1535 г. Он был учеником своего отца Амбоджо, Ф. Мендзоки и Баттиста Франко. Знаменитый в свое время художник Дженга приходился ему дядей. В 1548 г. он был помощником Таддео Цуккаро в Риме, в 1560 г. он сотрудничал с Федериго Цуккаро при росписи Ватиканского Бельведера. Б. пользовался такой славой, что завистники пожелали отравить его, и несчастный мучился долгие годы последствиями этого покушения. Б. жил в Урбино, занимая видное положение при дворе герцога. Умер он 1 октября 1612 г. Из произведении Бароччио назовем здесь те, в которых ярче всего выразились его искания света: "Появление Христа Магдалина" и "Стигматизация св. Франциска" в галерее Уффици, "Призвание апостолов" в Брюссельском музее, "Отдых на пути в Египет" в Ватикане; своим шедевром мастер считал "Пожар Трои" (галерея Боргезе). Из художников, работавших в Урбинском герцогстве в XVI в., заслуживает внимания, кроме того, помянутый архитектор и живописец Джероламо Дженга, родившийся в Урбино в 1476 г. и бывший учеником Луки Синьорелли и Перуджино. Сравнительно с Микель Анджело и Рафаэлем, Genga представляется в ранних своих картинах "отсталым провинциалом", но тем не менее и эти произведения заслуживают внимания затейливостью художественной мысли и красотой красок. Позже он сумел усвоить многие черты "передового" искусства. Дженга жил одно время в Риме, затем в Урбино и в Чезене, куда он последовал в ссылку за своим герцогом. Умер Джероламо в 1551 г. в Урбино.

99 Целый ряд художников XVI и XVII веков подходят к Бароччио так близко, что их трудно отличить от произведений и знаменитого урбинца. Сюда относится помянутый выше сиенец Ванни, моденец Рафаелло Мотта (1550-1578) и др. Одним из последних "барочистов" был Джан Баттиста Талиасакки (1697-1737).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.