Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
VII - Близкие духом с Корреджо

2 - Барочный вкус в живописи

Джелорамо Бедоли Маццола. Свтое семейство.

Вполне понятно, что такой художник не мог дать что-либо ценное для пейзажа, для изучения натуры в целом. Все его искусство, хотя и исходит из "реализма" Корреджо, устремилось все же к чему-то ирреальному, к какому-то миражу, не имеющему ничего общего ни с живыми людьми, ни с живой природой. В большинстве картин и фресок Пармеджанино хитросплетенные между собой фигуры доминируют, не оставляя места для просветов в природу. Но и там, где кроме фигур мы видим "ту среду", в которой художник поместил действующих лиц, удивительно до какой степени эта среда оказывается, несмотря на мастерство исполнения, ничтожной. В своей изящной картине Неаполитанского музея "Сон Младенца" Пармеджанино помещает фигуры под деревом и вдали рисует подобие города, но все это трактовано без всякого любовного отношения, небрежно, с явной "отсебятиной", с желанием поразить своей виртуозностью. Так же точно декоративные фрески в Фонтанеллате тем и отличаются от фресок Корреджо в Сан-Паоло, что в них отсутствует "любовное внимание" художника к проявлениям жизни. В беседке Корреджо каждая деталь отражает желание мастера создать подобие живого мира, он чарует обманом, представленным в виде совершенной правды. Пармеджанино прилагает свои старания на то лишь, чтобы грациозно убрать своды комнаты, причем он довольствуется какими-то намеками на trompe loeil и легко и грациозно шутит с зрителем, нисколько не претендуя на то, чтобы его ввести в заблуждение.

 Когнелиано да Сима. Мадонна с младенцем и святыми.

Джероламо Бедоли, свойственник Франческо, отличается от него в одно и то же время меньшим темпераментом и большим вниманием к своим задачам. И Джероламо принадлежит скорее к "пустым" художникам, к маньеристам-виртуозам, но в лучших своих произведениях он поражает своеобразными, не лишенными мистицизма, идеями, и, кроме того, он умеет извлечь прелестные эффекты из своего внимательного изучения световых явлений. Особенного внимания заслуживают фрагменты большого ретабля, украшавшего некогда монастырь картезианцев близ Пармы, а ныне хранящиеся в Пармской галерее. Согласно приемам самого Корреджо, и Бедоли прибегнул здесь к trompe loeilу, изобразив род диорамы и поместив фигуры Богоматери, ангелов и двух святых на фоне лесного пейзажа за писаными подобиями окон. Картины эти исполнены с величайшим мастерством и полны тончайших оттенков, но, к сожалению, художник не нашел в себе той строгости отношения к натуре, которая, несмотря на всю его гениальную свободу, является всегда отличительной чертой Корреджо. Бедоли частью пользовался натурой (восхитительно, например, передан лесной фон), но частью шел "от себя", благодаря чему и этот шедевр мастера страдает общим дефектом времени - отсутствием убедительности84.

 

Фредерико Бароччио. Призвание апостола Петра. Брюссельский музей.

Корреджо, Пармеджанино и Бедоли, а также все близкие к ним художники, как-то: Приматиччо, Аббати - основывают барочный вкус в живописи85. Предельное развитие этого вкуса выражается затем в творчестве таких мастеров, как моденец Лелио Орзи86, как пармцы - Микель Анджело Анзельми87, Франческо Рондани88, Джакомо Бертоя89, Бернабеи делла Каза90 и Гандини91, как урбинец Бароччио, в фамилии которого хотелось бы видеть причину появления самого термина92,

Примечания

84 Джероламо Бедоли, иди Бедулли, родился в 1500 г. в Парме; родители его происходили из Виаданы (Кремона). В 1529 г. он женился на дочери Пьер-Иларио Маццола, вследствие чего принял фамилию своей жены. Умер Джероламо в 1569 г. Из его произведений заслуживают еще внимания знаменитая мистическая картина Пармской галереи "Непорочное зачатие", 1539, интересное по своему золотистому тону и по архитектурной декорации "Благовещение" в миланской "Амброзиане", "Мадонна со св. Юстиной" в пармской церкви Sant Alessandro, писаная перспектива в трапезной монастыря San Giovanni, наконец, фреска, изображающая "Славу Христа" в абсиде пармского Дуомо.

85 Мы еще обратимся в своем месте к тому, чем обязано развитие барочного вкуса влиянию северных школ на итальянцев. Укажем, однако, мимоходом и сейчас на это явление. Если за главное выражение барокко принимать какую-то "изощренную вертлявость", какую-то болезненную вычурность, которые уже с 1520-х годов становятся модными и которые являются явным контрастом "благородному и здоровому спокойствию" Рафаэля, то нужно будет признать, что именно эти черты появляются впервые по ту сторону Альп, в Нидерландах и в Германии, и не иначе, как в качестве результата неудачного имитирования "новой хорошей манеры итальянцев". В этой вертлявости, в которой прорывалась именно чисто германская "готическая" черта (мятежность, не сразу и не вполне покоренная ренессансным ладом), была, с другой стороны, большая своеобразная прелесть, которая, в свою очередь, стала очаровывать "латинян" и как-то противоборствовать основному течению Возрождения. Сарто и даже Микель Анджело уже отразили эти германские влияния; еще больше их в "романтике" Перуцци. Но совершенными "варварами" по вкусу, родственными по духу с Лукой Лейденским, с Мабюзе, Орлей, Гэмскерком, Гемессеном и Флорисом, являются именно изощреннейшие итальянцы: Пармеджанино, Бедоли, Цуккаро. В конце концов, это странное "возвращение к готике" через барокко сказывается даже в здоровой Венеции в лице Греко, Скиавоне и Тинторетто.

86 Lelio Orsi родился в Новелларе в 1511 г. Был ли он на самом деле учеником Корреджо, не подтверждается документами. Работал некоторое время в Реджо, затем в Парме. Умер в 1587 г. Из его произведений заслуживают особенного внимания "Жертвоприношение Авраама" в Неаполитанском музее и "Мучение св. Екатерины" в Моденской галерее, чарующее своей (несколько темной) гаммой красок и большой самобытностью композиции.

87 Michel Angelo da Luca Anselmi родился в Дукке в 1491 г., но работал с 1517 г. в Парме, где и умер в 1554 г. Его картины в Лувре, в Пармской галерее, в церкви San Giovanni.

88 Francesco Maria Rondani родился в Парме около 1490 г., умер там же около 1548 г.; ученик и помощник Корреджо.

89 Giacomo Zanguidi, известный под прозвищем "Bertoja", родился в Парме в 1544 г., умер в 1574 г. Ученик Эрколе Прокаччини.

90 Pier Antonio Bernabei, известный под прозвищем "della Casa", родился в Парме в 1567 г., умер в 1630 г. Ему принадлежит, между прочим, великолепный плафон в La Madonna del Quartiere "Царство блаженных".

91 Giorgio Gandini, по матери - del Grano, родился в конце XV века, умер в 1538 г. Считается, что он был учеником Корреджо. К сожалению, об этом превосходном мастере не сохранилось сведений, и число его произведений чрезвычайно мало.

92 Как кажется, самое правильное производить термин "барокко" от португальского слова baroque, что означает вычурную, изломанной формы, раковину.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.