Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
VI - Сверстники Великих Мастеров

2 - Творчество Буджардини. Франческо Граначчи

 

Джулиано Буджардини, Мучение святой Екатерины Церковь Santa Maria Novella во Флоренции.

Наибольший труд вложил Буджардини в свою сложную картину для церкви Santa Maria Novella "Мучение св. Екатерины", над которой бедняга работал в продолжение целых двенадцати лет и которую он кончил лишь при помощи Микель Анджело69. Эта картина чрезвычайно любопытна, ибо она показывает, что еще в 1530-х годах борьба между "средневековым" и "новым" вкусом не была вполне окончена. Несмотря на многие подробности, от нее веет духом кватрочентистского романтизма; особенно это сказывается в том, какое значение придано декорации и освещению, и, наоборот, очень незначительную роль играют фигуры в общей композиции.

Однако этой документальной курьезностью и исчерпывается интерес, представляемый шедевром Джулиано.70

Еще определеннее обнаружилось непонимание самих основ "нового" искусства в другой картине Буджардини, несмотря на то, что он в точности скопировал в ней статую "Ночь" Микель Анджело, как раз около этого времени изваянную для одного из саркофагов мавзолея Медичисов. Ближайший друг Буонарроти не ограничился при этом единственным атрибутом, приданным ее создателем - совой, но "пояснил мысль" введением всевозможных подробностей, характеризующих ночную пору, как-то: фонарей, тюфяков, горшков, перин, летучих мышей и чепцов. По словам Вазари, Микель Анджело чуть не свихнул себе челюсти от смеха, увидав это чудище. В сущности же, здесь выражалось не просто личное недомыслие Буджардини и непонимание им того, что создано было его приятелем, а борьба двух начал - барокко и средневековья. Для того, чтобы отвлеченное олицетворение стало жизненным и давало то же впечатление, что и конкретное изображение, требовалось огромное духовное развитие; людям же обыденным это было не по силам. Каким опасным исключением был сам Микель Анджело, показывает то, что ни единому из его "верных" последователей так и не удалось достичь этой его силы в убедительных и в отвлеченных воплощениях, и как раз творчество того же потешавшегося над Буджардини Вазари есть не что иное, как смешные потуги пигмея угнаться за гигантом71.

Джулиано Буджардини. Фрагмент картины "похищение Дины". Венская галлерея

Франческо Граначчи был также одним из приятелей Микель Анджело, но и он приближается скорее к Альбертинелли и даже к Пьеро ди Козимо, нежели к истинному герою Ренессанса и к отцу барокко72. Еще в фигурах позднейших картин Граначчи есть некоторое основание вслед за Вазари вспоминать Микель Анджело, но во всей "околичности" и в особенности в пейзаже, в той роли, которую играет у Граначчи "сцена" за счет действующих лиц, художник - кватрочентист, нежный и условный, хрупкий и затейливый.

Граначчи нам известен как автор нескольких алтарных картин, нескольких небольших "Мадонн", и ему же за последнее время отдают ряд флорентийских портретов первой половины XVI века. Однако из всего этого творчества Граначчи самым пленительным являются продолговатые панно в галерее Уффици, изображающие эпизоды из жизни Иосифа и исполненные им для украшения кабинета Пьерфранческо Боргерини, а также картина, бывшая в галерее Креспи в Милане, - "Въезд во Флоренцию Карла VIII".

Примечания

69 В высшей степени интересен весь рассказ Вазари об этой картине, а для эстетики середины XVI в. характерно то презрение, с которым историк говорит о стараниях Буджардини придать величайшее правдоподобие своему произведению. Ему, "кватрочентисту в душе", хотелось изобразить "все, что только бывало при мученичествах", и в стараниях передать в точности орудие пытки (колесо), блеск молнии и небесный огонь, пожирающий палачей, он постоянно переделывал картину и смывал то, что было им написано накануне. Приглашенный Микель Анджело, посмеявшись вдоволь, показал Буджардини, как нужно изобразить упавших в различных позах стражников, и все же, несмотря на наброски великого своего друга и на помощь даровитого Триболо, вылепившего по рисункам Микель Анджело макеточные фигуры, Буджардини так и не справился с задачей.

70 Укажем еще здесь на интересный и сложный пейзаж в картине Буджардини, хранящейся в Венской галерее, "Похищение Дины". В картине "Мучение св. Екатерины" сказывается, несомненно, влияние "германского романтизма" (ведь и Микель Анджело увлекался Босхом и Шонгауером), в картине Венской галереи видно влияние Пьеро ди Козимо, иначе говоря, опять-таки нечто в основе своей германское, но уже профильтрованное через флорентийский вкус. Особенно сказывается германский характер здесь в некоторых реалистических подробностях пейзажа, например, в изгибах дороги, уходящей в фон, в деревьях и прочем. Напротив того, вся архитектурная часть чисто "латинского" характера.

71 Если даже допустить, что рассказ Вазари об этой парафразе Буджардини на произведение Буонарроти выдуман, то все же нельзя не видеть в нем характерной для времени иллюстрации, ибо такое же варварство по отношению к идее Микель Анджело совершено было Бронзино, Сальвиати и самим же Вазари, написавшими серию картин, в которых представлены статуи мавзолея Медичисов в "обогащенном" и "расцвеченном" виде (галерея Колонна в Риме).

72 Родился Граначчи 23 июля 1477 г.; умер 2 декабря 1543 г. Микель Анджело пригласил было Граначчи вместе с другими флорентийцами себе в помощники при росписи Сикстинской капеллы, однако по приезде этих мастеров в Рим он заперся от них и не допустил их к работе.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.