Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
VI - Сверстники Великих Мастеров

4 - Джироламо дель Паккия - загадочный художник

К сожалению, полного представления об этом значительном мастере мы не можем иметь, и совершенной загадкой является его развитие. Величественный образ "Коронование Богородицы" в сиенском Сан-Спирито обнаруживает, во всяком случае, в нем мастера, достойного занять одно из первых мест в ряду художников "зрелого" Ренессанса. Здесь грандиозность замысла, ритм композиции соединились с безупречным исполнением, с чарующими и совершенно своеобразными инвенциями; в этой же картине пейзаж принадлежит наряду с пейзажными фонами Рафаэля к лучшему, что создала в этом смысле среднеитальянская живопись. Немногим уступает этому образу и "Мадонна со святыми" в Сан-Кристофоро. Напротив того, в своих позднейших работах Пакния представляется более архаичным; он возвращается к кватрочентистским формулам Пинтуриккио (фрески в ораториумах св. Екатерины и св. Бернардина в Сиене), что можно себе отчасти объяснить особенностями сиенской "художественной атмосферы". Даже в XVI веке Сиена отличалась приверженностью к старине и отсутствием в живописном творчестве той дисциплины, которая, положим, нередко иссушивала флорентийское искусство, но которая придавала ей несомненную и прекрасную целостность76.

Примечания

76 Большой популярностью пользуется фреска Паккии "Нападение разбойников на доминиканцев" (в ораториуме св. Екатерины), однако именно эта картина, живая, цвети стая и занятная, прямо озадачивает своим архаизмом и ребячеством. Пейзаж в ней не то болонский, во вкусе Франчии, не то умбрийский, во вкусе Пинтуриккио. Еще более поражает совершенная "детскость" перспективы.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.