История живописи
Немецкая живопись в эпоху ренессанса
IV - Семья Гольбейн
4 - Холодные творения
Гольбейн вообще "не верит" в то, что он пишет. Он обладает огромным мастерством и вкусом, рисунок его в буквальном смысле слова безупречен, но он не знает трепета перед тайной, он просто не верит в тайну. И изображенные им на портретах лица точно закрылись от нас прозрачной хрустальной стеной, через которую нет возможности проникнуть, через которую не доносятся горячие душевные речи. Великого ума должен был быть художник, давший такие меткие изображения Эразма, Мора, Генриха VIII, но почему-то кажется, что сам Гольбейн не входил с этими лицами в близкое общение, что во время сеансов он сдержанно молчал, принуждая и их к молчанию. Он узнавал все то, что интересовало его, - из складок лба, из постройки черепа, из тех неуловимых нитей, что связывают взгляд с усмешкой. Он был слишком уверен в том, что самое интересное - это видимость, наружное, а сокровища души он игнорировал, в них не верил.
Та же черта какого-то ясного холода обусловливает и характер его красочности и его "световедение". В эффектах освещения Гольбейн нередко пользуется находками Балдунга и Грюневальда, но, странное дело, подобные эффекты даже у Рафаэля приводят к чему-то трепетному, жуткому и таинственному, к "романтике" (вспомним "Освобождение Петра"), тогда как Гольбейн, при самых романтических темах и при усерднейшей их разработке не вызывает в зрителе волнения, не убеждает в том, что он сам был взволнован, хотя бы он трактовал такие животрепещущие темы, как "Христос перед Кайафой" или "Бичевание". Из всех итальянских художников, краски Гольбейна больше всего напоминают самого холодного, самого строгого из представителей строгой, холодной школы Флоренции XVI века - Бронзино. Правда, у немца больше мягкости в самой технике, больше плотности в фактуре, а его созвучия обладают известной "вкрадчивостью", которая отсутствует у придворного художника Александра и Козимо Медичи. Но, по существу, между ними нет разницы. И в красках Гольбейн ясный эллин, а не мятежный, не сентиментальный германец. Ничто у него не нарушает гармонии, не звенит и не вопиет, а потому и не потрясает. Из всех красок Гольбейна запоминаются лишь - ровный бирюзовый или сизый тон, который он расстилает позади своих одетых в темное персонажей. Иные из них поражают своей правдивостью, но ни один тон не живет собственной жизнью, как это мы видим у Тициана, у Пальмы, у старых нидерландцев и немцев.
4 - Холодные творения
5 - Без пейзажа27 Судя по старым описям, Гольбейн расписал в Whitehall'e (в бывшей резиденции кардинала Уольсей) плафон в Matted Chamber, стенопись, изображавшую "Пляску Смерти", и вышеупомянутый групповой портрет в Priwy Chamber. Картон к левой стороне этой последней фрески хранится в собрании герцога Девонширского в Чэтворне. Существует также ряд копий с фигуры Генриха VIII и гравюра Vertue с рисунка Р. ван Лэмпута, исполненного за несколько лет до пожара во дворце (в 1698 г.).