Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
VI - Декоративно-монументальная живопись

3 - Карло Бононе

Творчество Карло Бононе73, блестяще замыкающее собой славную феррарскую школу, является следующим по времени этапом в истории декоративной живописи в Италии, но, несмотря на свои высокие качества, оно осталось без особого влияния на общий ход эволюции, - вероятно, потому, что к этому времени Феррара, превратившись в провинциальный город Папской области, совершенно утратила свое недавнее культурное значение.

Падре Андреа Поццо. Торжество св. Игнатия Лойолы. Церковь S. Ignazio. Рим

Бононе причисляют к эклектикам, и, действительно, мастер, побывав в школе превосходного колориста Бастеруоло, посетил Болонью, Парму, Рим, Венецию и снова Болонью, набирая в каждом из этих городов разнообразные впечатления, которые оказали большое влияние на образование его манеры; особенно ему пригодилось изучение Корреджо, Караваджо и некоторых венецианцев. И, однако, у Бононе мы находим столь своеобразное отношение к делу, такой жгучий живописный темперамент, что с характерными рассудочными эклектиками он все же ничего не имеет общего. Его станковые картины, рядом с произведениями Фети (бывшего на двадцать лет моложе Бононе), принадлежат к самым красивым по краскам и к самым виртуозным по живописи произведениям сеиченто74. Но особенно поражает мастер своими декоративными работами, среди которых на первых местах стоят - эффектный "Пир в Кане" Феррарской Пинакотеки, огромная картина в равеннском Duomo "Пир Артаксеркса" и плафоны в церкви S. Maria in Vado в Ферраре.

В первых двух произведениях венецианские влияния борются с влиянием Караваджо, и эта черта сближает картину Бононе с живописью Гверчино. Однако в феррарце все же свободная фантазия и декоративное чутье берут верх над реалистическим изучением и даже вносят в картину некоторый живописный "беспорядок". Еще более венецианским духом пропитана апсидная фреска и плафонная картина мастера в церкви, в которой похоронены он и многие его товарищи. Светящиеся облака, на которых восседает во славе Спаситель, достойны облаков "Ассунты" Тициана, розовая драпировка Христа напоминает изысканнейшие колористические находки Кариани, Лотто и Тинторетто, а силуэты фигур, выглядывающие из-за нижнего края, указывают на изучение Савольдо. При этом какой феноменальный размах композиции, свидетельствующий об истинной близости Бононе к Корреджо, и какими робкими кажутся болонские корреджанцы рядом с этой прекрасной свободой; ведь те заимствования, которые мастер сделал у "Страшного суда" Сикстинской капеллы, носят скорее характер странной и излишней причуды.

Корреджо напоминают и "чересчур смелые" ракурсы среднего плафонного сюжета в той же церкви "Святые во славе", но опять венецианцем себя заявляет Бононе в прекраснейшей композиции "Встреча Марии с Елизаветой", служащей таким контрастом посредственному произведению тинторетеска Джулио Кромера (1592-1652) на другом конце науса. Эта фреска Бононе не уступает Веронезе, но именно здесь почему-то приходят на ум не только итальянцы, но и испанцы, и особенно лучший среди них - Веласкес, имевший возможность в бытность свою в Италии почерпнуть для своей палитры много существенного на любовании мастерами, подобными Бононе или еще Фети, который и сам, вероятно, многим обязан изучению своего феррарского предшественника.

Композиция "Встречи" отличается исключительной красотой. Она построена на ступенях лестницы, видимой в очень резком sotto in su. В тучах реет сонм ангелов; на верхних ступенях стоит внушительная фигура Захарии; центр композиции занимает группа св. Елизаветы, склонившейся к подымающейся к ней Марии; Иосиф остановился у подножие лестницы, под широко развесившейся пальмой; на первом плане толпятся несколько фигур "зрителей", и лишь их условные жесты нарушают общее настроение, вносят какой-то элемент "театральщины", напоминают о принадлежности произведения к эпохе "упадка". Однако поразительнее всего в плафоне Бононе краски, сдержанная, несколько печальная гамма которых является столь же характерной для сеиченто, как жгучие, ликующие краски Тициана - для золотого века Венеции, а "прохладные", ясные колеры Бронзино - для флорентийского "высокого ренессанса". Мощно выделяются силуэтами декорация и фигуры на светлом, почти белом небе, и восхитительно дополняет их фигура Захарии; особенным же благородством отличаются средние пятна: оливково-зеленая с серым одежда св. Елизаветы и темно-синяя мантия, укутывающая фигуру Марии. Именно эта гамма оливковых, синих и желтых тонов станет излюбленной для всего XVII в., и ее мы найдем у наиболее изысканных симфонистов всей Европы - у испанцев и неаполитанцев, а также у фламандцев, голландцев и французов.

Примечания

73 Carlo Bonone родился в Ферраре в 1569 г.; ученик Бастеруоло (до 1589 г.); завершил свое образование пребыванием в Риме, в Болонье, в Венеции, в Вероне и в Парме; вернувшись снова в Болонью, Бононе принялся усердно изучать Караччи. Деятельность мастера протекла в Равенне, в Модене, в Реджо и в Ферраре; кроме того, его произведения мы встречаем в Ченто, в Треченте, в Баньоло, в Ардженте, в Комаккио и в Фано. Умер Б. в 1632 г. в Ферраре.

74 К шедеврам мастера принадлежит картина "Ангел Хранитель" Феррарской Пинакотеки. Одна голубовато-розовая драпировка, окутывающая светящееся зеленоватым тоном тело ангела и находящая себе такой изысканный отзвук в серебристо-серых крыльях, отводит Бононе одно из первых мест среди колористов. У такого художника мог поучиться и сам Веласкес, которого предвещает и пейзаж позади фигуры ангела, окаймленной оранжевой глорией: серые и бурые грозовые тучи с просветом у самого горизонта, зеленовато-голубое небо, серо-розоватые здания с стальными рефлексами и горячего тона земля. Другая картина мастера в Пинакотеке указывает на прямую зависимость Бононе от Караваджо, которого, впрочем, он превосходит в чисто живописном отношении. Караваджо напоминает и наиболее известная картина Бононе "Св. Цецилия" в Болонской галерее.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.