Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
I - Угасшее искусство

3 - Померкшие краски

До XVII века религиозная жизнь Италии представляет собой нечто пылающее и метущееся. Какова бы ни была сила религиозных убеждений в том или другом художнике, вся религиозная атмосфера была так сильна, настолько пропитывала все общество, что даже в периоде известных застоев, когда консерватизм традиции брал верх над поступательным движением, даже тогда всякое произведение получало "печать гения", отражение вдохновения если не личного, то массового. С торжеством контрреформации, с момента введения строгой душевной дисциплины, имевшей своим источником страх перед утратой исключительного могущества, с момента, когда было постановлено, что религия отныне представляет собой заключенное и завершенное целое, исчерпывающим образом отвечающее на все запросы жизни и бросающее всему вновь назревающему обвинение в бесовском мятеже, с этого момента и искусство, не порывая своего стародавнего союза с церковью, должно было остановиться и замкнуться, принять свою догму о непогрешимости. Академии оказались лучшими пособницами церкви и занялись, в целях общей безопасности, порабощением сферы художественного творчества. Как в церкви теперь был провозглашен принцип остановки, сохранения и обожествления традиции, так в искусстве пришли к тому, что не следует искать новых путей, что все уже изведано и что только нужно найденное изучать и осваивать. Именно началу вдохновения было объявлено гонение; все свежее, неожиданное, непосредственное клеймилось в искусстве так же, как церковь клеймила страшным словом ереси всякий свободный порыв души.

В настоящей части нашего труда мы заняты эволюцией внешней стороны живописи, однако и во внешних проявлениях художественного творчества торжество контрреформации оставило совершенно явные следы. Чем отличается больше всего итальянская живопись XVII века от живописи предыдущих эпох - чем, как не краской? Когда идешь по большим музеям старинной живописи, в которых картины расположены в исторической группировке, то прямо поражает контраст, существующий между цветистостью всего творчества до XVII века и какой-то бесцветностью и мраком, царящими в искусстве, начинающемся приблизительно с 1560-х г. и продолжающемся в некоторых своих отпрысках вплоть до конца XIX века. Краске - самому жизненному, самому "своевольному" началу в живописи, было объявлено гонение, ее заковали в строгую систему "благонравия", и это гонение оказалось столь сильным, что оно вызвало красочную затушеванность даже в том творчестве, которое было вне церковной и академической регламентации. Даже революционеры-натуралисты в XVII веке рядом с самыми заурядными и ремесленными, но сколь цветистыми, кватрочентистами покажутся черными и тусклыми. Вспомним хотя бы о Караваджо или, за ничтожными исключениями, о всей голландской школе с великим "брюнистом" Рембрандтом во главе.

Далее теоретическая регламентация повела к большому "разладу" между отдельными областями искусства. Куда зачислить великих художников XIV, XV и XVI веков - в категорию пейзажистов, "бытовиков" или исторических живописцев? Каждый художник был "способен на все", всякую часть своего художества он уважал и ценил в равной мере. Академии провозглашают в качестве незыблемой теории преимущество фигурной исторической живописи и признают лишь за ней "благородное достоинство", на все остальное академики смотрят свысока и решительно зачисляют в низшие разряды. В связи с этим находится и образование обособленных специальностей, которые, в свою очередь, нашли себе признание в народившейся касте эстетов. До XVII века лишь проблесками намечается то, что мы называем пейзажем, жанром, натюрмортом; в XVII веке эти "скромные" отрасли обозначаются с полной отчетливостью, а там, где церкви и академии менее сильны, в Голландии, они достигают изумительного расцвета. В беспритязательной и "беспризорной", оставленной почти на полной свободе от забот академии, области пейзажа голландцам (да и некоторым отдельным "латинянам" например, Кастильоне, Белле, Розе, Маньяско и Гварди) удается "выливать душу" точь-в-точь так же, как это удавалось их предкам в церковных образах. Самое прекрасное и живое, что создано искусством XVII века, это пейзажи, это те картины, которые в свое время считались наименее интересными и ценными.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.