Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
XIV - Мастерская Досси

2 - Художники Феррары

Ортолано. Pieta. Галлерея Боргезе. Рим.

Особенно сказочна картина Джироламо в Дрезденской галерее - "Венера", поражающая мотивом полноводной реки, прямо взятым с натуры. Большим декоративным чутьем и прекрасной красочностью обладали также такие "доссески", как Камилло Филиппи (умер в 1574), Джузеппе Маццуоли, "Il Bastaruolo"197, Себастиано Филиппи, "Бастианино"198, Сиджизмондо Скарселло (1530-1614), Доменико Монио199, Ипполито Скарселлино. Последний, впрочем, принадлежит уже всецело барокко. Это чудесный красочник, обладающий сочной техникой, которую он окончательно выработал в течение своего пребывания в Венеции. Некоторые его картины приближаются по звучности красок к Бассано и Греко, другие напоминают своей пышностью Паоло Веронезе200.

Кроме этой плеяды, Феррара дала в XVI веке еще одного художника, имеющего право на эпитет "великан" несмотря на то, что произведений его сохранилось очень мало, документальные сведения о нем отсутствуют, и даже могли возникнуть сомнения в его существовании. Этот мастер, Джамбаттиста Бенвенути, известный под прозвищем "Ортолано", заслуживает одного из самых видных мест в истории Возрождения хотя бы за одну свою картину в римской галерее Боргезе "Положение во гроб", которую почти с полной уверенностью можно оставить за ним201.

Прекрасны здесь монументальные формы, спокойная и сочная живопись, огненные краски, в которых доминируют рыжие, синие и серо-лиловые оттенки, связанные между собой зеленоватым тоном Тела Спасителя на первом плане. Но особенно хорош и в этой типично-феррарской картине пейзаж, с темным лесом слева, с деревушкою посреди, с силуэтом Голгофы справа и с уныло торчащей в глубине голубой горой на фоне алого заката. Картина производит впечатление, точно автор ее побывал на Востоке и привез оттуда эти знойные, безотрадные, как вечер сирийской пустыни, краски, эти библейские строгие типы, этот мотив стелющегося позади фигур выжженного поля, по которому протекает мелководная речка. Некоторая "отрывистость" в сопоставлении отдельных деталей, отсутствие свободы в проявлении формальной системы, выработанной в средней Италии, выдают относительный "примитивизм" Ортолано и заставляют отнести картину его к ранним созданиям. И все же к картинам изощренного и всегда несколько робкого Гарофало этот одинокий шедевр относится так, как мощные картины Джулио Романо к картинам Пенни, или еще - как суровые произведения Коссы к изящным, но уже вялым произведениям Косты202.

Примечания

197 Этим художником написано, между прочим, большое "Распятие" в Феррарской Пинакотеке, пейзаж которого не уступает по красоте красок пейзажу Досси на "Мелиссе" в галерее Боргезе. Превосходна здесь золотистая моделировка Тела Христа, и редчайшего качества сочетания розоватых и голубоватых тонов одежд. Типы, напротив того, незначительны или прямо плохи. Пейзаж сверкает синеватыми оттенками и точно пропитан фосфорическим светом; особенно красиво небо, переходящее из желтых в рыжие и в зелено-синие оттенки, в самом же верху впадающее в черноту. Другие картины Бастаруоло рисуют его как умелого мастера, и почти все они отличаются красивой краской. Искусство его складывается из феррарских элементов с примесью черт, заимствованных у Пармеджанино. Родился он в первой половине XVI в.; утонул во время купанья в По 9 ноября 1589 года.

198 Себастиано, или "Бастианино", Филиппи, сын помянутого Камилло, родился около 1532 г. Еще молодым человеком он попал в Рим, и здесь его покорил Микель Анджело, к которому ему удалось поступить в ученики. Картины Бастианино отличаются напыщенным стилем, рыхлыми, круглыми формами, довольно обыденной красочностью. Но если считать его произведением сохранившуюся роспись в парадных залах Феррарского замка и маленького "кабинета" в Муничипио, то придется причислить мастера к перворазрядным декораторам XVI века. В плафонах замка неприятно поражает чрезмерная мясистость фигур и некоторый "холод" общего красочного эффекта. Прелестны, однако, здесь чисто орнаментальные мотивы, выдающие большое знание античного искусства. Плафоны эти исполнены с явным намерением имитировать древнюю живопись как в красках, так и в сюжетах: изображены разные ристалища и игры, а также олицетворения жизни природы, напр., четырех времен дня. Восхитительна декоровка кабинетика Муничипио, сияющая золотом и сочными, глубокими колерами, в которых доминируют рыжие и розовые оттенки, напоминающие излюбленные краски Тициана в старости; и техника, несколько рыхлая, "пастельная", напоминает "импрессионистскую" манеру последних лет великого венецианца. С 1577 по 1580 г. Бастианино написал большую фреску в абсиде Феррарского собора, изображающую Страшный суд, причем он без стеснения заимствовал целый ряд фигур у Микель Анджело, разместив их в ином порядке. Умер Бастианино в 1602 г. Брат его Чезаре, родившийся в 1536 г., славился своими арабесками.

199 Типичными картинами чрезмерно плодовитого Доменико Монио (или Мони) можно считать громадные полотна, украшающие "пресбитериум" в богатой художественными произведениями церкви S. Maria in Vado. Эти многофигурные композиции, отличающиеся необычайной "раскидистостью", по-видимому, навеяны живописью Тинторетто, и в то же время они предвещают "легкомысленно роскошные" церковные картины XVIII века. Своими световыми затеями они отражают влияние Корреджо и, в свою очередь, предвещают Гонтгорса, Стомера и других "мастеров ночи". Родился Монио около 1550 г. Он был крестником Бастаруоло, который и занялся его художественным воспитанием. К лучшим его произведениям принадлежит "Чудо св. Диего" в San Spirito. Смерть жены отразилась тяжелым образом на рассудке художника, и он был принужден бежать из Феррары после того, как в припадке убил одного священника. Умер Монио в 1607 г. в Парме.

200 Ипполито Скарселло, прозванный "Скарселлино", сын искусного живописца и архитектора Сиджизмондо (1530 - 1614), родился в 1551 г.; он был учеником своего отца и, в продолжении шести лет, Паоло Веронезе. Скарселлино - мастер неровный, торопливый, но иногда очень искусный и красивый. Возможно, что некоторые картины, считавшиеся второстепенными работами Паоло или его "наследников", принадлежат Скарселлино. Подражал он и Бассано, копии с которого даже в его время принимались за оригиналы. Скарселлино был женат (второй раз) на венецианке. Умер он 28 октября 1620 г. в Ферраре, нажив большое состояние огромным количеством исполненных работ. Из произведений его назовем серию декоративных картин и "Рождество Богородицы" в Модене, "Бегство в Египет" в Дрездене, "Успение Богородицы" в церкви S. Benedetto в Ферраре, "Брак в Кане" и "Благовещение" в Феррарской Пинакотеке. Превосходную картину того же музея "Св. Лаврентий и св. Франциск" одни считают работой отца, другие - сына. Картины Скарселлино можно еще найти, кроме того, в Уффици, в Брере, в галереях Боргезе и Капитолия.

201 Нужно заметить, что для Морелли и эта картина - произведение первого периода творчества Гарофало, а историк феррарской живописи Ладерки (С. Laderchi "La pittura ferrarese", Ferrara, 1856.) прямо сомневался в самом существовании Ортолано. Морелли думает, что недоразумение относительно значительности Ортолано выросло на той почве, что его фамилия "Бенвенути" тождественна с именем Гарофало - Бенвенутто Тизи. Ортолано он считает третьестепенным художником, шедшим по стопам других.

202 За Ортолано можно, кроме того, с некоторым вероятием оставить следующие картины: "Плач Богородицы" в моденской церкви San Pietro (главная фигура заимствована с гравюры Маркантона, воспроизводящей рисунок Рафаэля) и красивую предэллу под этим образом с историей св. Севастиана, "Мадонна среди ангелов" в Болонской Пинакотеке, "Pieta" в Неаполитанском музее (1521 г.), "Св. Антоний-Отшельник" в собрании кн. Киджи в Риме. В Феррарской Пинакотеке произведением Ортолано считается красивое "Поклонение Младенцу Христу", характер которого, однако, не исключает атрибуции этой картины Гарофало. За год рождения Ортолано принимают иногда 1460 г. Умер он в 1529 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.