Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
III - Джакомо Пальма Старший

2-Великолепные пейзажи Пальма

 

Палма Веццио. Поклонение пастухов. Лувр. Париж.

Ровно, безмятежно все творчество Пальмы, и хронология в нем как бы не играет роли33. Всюду на его картинах мы встретим то же прекрасное спокойствие, ту же любовь к насыщающей, плодородной природе и черту чего-то интимного и "буржуазного". Абсолютно лишена трепета его "Покоящаяся Венера" (Дрезден), но как прекрасен пейзаж позади нее с замком на холме34. "Портрет трех сестер" в том же музее действует несколько удручающе каким-то переизбытком тела, волос и роскошных одежд, но опять прекрасен пейзаж, как будто целиком взятый где-то в "венецианских Альпах"; ничего не выражают лица на венской "Встрече Богородицы с Елизаветой", но опять-таки пейзаж является прекраснейшей страницей буколической поэзии.

Хороши пейзажные мотивы (или целые панорамы) и на других знаменитых картинах Пальмы: в Лихтенштейнской галерее, в Palazzo Pitti35, в "Santa Conversazione" Венской галереи36, пейзаж со снежной горой на "Св. Семействе со св. Рохом" в Мюнхене, лесистая гора позади фигур святых на пострадавшем образе в Сан-Кассиано в Венеции37, сельский вид с руиной на первом плане в луврском "Св. Семействе с пастухом", аналогичный фон на изумительной по краскам "Santa Conversazione" в Венецианской Академии, пейзаж в фоне величественного образа "Мадонна со св. Георгием и св. Лучией" в Виченце (церковь Сан-Стефано), пейзажи с горой Redotta на "Мадонне" в галерее Колонна в Риме и на чудесной картине, бывшей в Лейхтенбергской галерее, "Св. Семейство с дарителем".

Пальма Старший. Грехопадение. Брауншейгская галлерея.

В пострадавшей от времени, потускневшей, но все еще прекрасной картине миланской Бреры "Поклонение волхвов"38 Пальма, видимо, постарался угодить склонности венецианцев к роскоши. С этой целью он украсил декорацию пластично написанной руиной, а персонажей одел в драгоценные парчи. И все же впечатление от этого образа совершенно не то, которое мы получаем от аналогичных картин Тициана и Веронезе. Жизненности, "праздника жизни" в ней нет, и все полно обычной для мастера апатичной скованности. Не больше темперамента и в другой картине Пальмы, считающейся его шедевром, - в "Грехопадении" Брауншвейгской галереи. Позади красивых, но громоздких фигур праотцов, наподобие гравюры Дюрера, изображен густой темный лес, обнаруживающий в каждой подробности совершенно исключительное знание растительного царства. Тем не менее и здесь мы далеки от понимания самого трепета жизни. Пальма - великий знаток природы, но почему-то вся психология его представляется скорее характерной для образцового сельского хозяина, для садовода, агронома или фермера, нежели для художника, которому дороже всего должно быть бескорыстное упоение прелестями жизни.

Примечания

33 Попытки установить хронологию не увенчались до сих пор успехом, и все они противоречат одна другой. Трудность эта усиливается тем, что приходится считать год "1500" на картине в Шантильи за фальшивый и сомневаться в точности года "1512", под которым М. А. Микиель занес ряд картин Пальмы, виденных им у Франческо Дзио. Фриммель предлагает читать его "1521", Фриццони даже "1528". Не выдерживает критики и разделение творчества Пальмы на три периода. Дрезденские "Сестры" написаны, во всяком случае, до 1525 г. (в этом году М. А. Мишель их уже отмечает в собрании Таддео Контарини) и между 1525 и 1528 годами исполнено большинство других картин мастера, имеющих некоторую хронологическую достоверность. Трудно, наконец, датировать картины Пальмы по костюмам изображенных лиц, так как несомненно, что художник одевал своих персонажей (и даже на портретах) по собственному вкусу или, во всяком случае, "фантазируя на данные темы".

34 Такой же задачей задался мастер и в восхитительной картине "Купальщицы" Франкфуртского музея, но и там пленяет не прелесть полнотелых красавиц, но "декорация", изображающая со всеми подробностями заросший травами берег ручья, густую купу шиповника позади фигур и даль, открывающуюся слева.

35 Возможно, что в лице "дарителя" Пальма изобразил здесь самого себя. Если это так, то нужно заключить, что во время писания этой прекрасной картины мастер был богатым и уже знаменитым человеком. Он одет, как патриций, и вокруг шеи у него массивная золотая цепь - несомненный знак отличия, полученный от венецианского правительства или от какого-нибудь потентата. Но что означает, в таком случае, земной глобус, который подает этот персонаж Младенцу Христу? (Впрочем, иные критики считают эту прекрасную картину за "пальмескное" произведение Бонифацио).

36 Известная мертвенность, присущая этой картине, делает то, что мимо нее легко пройти без внимания. Однако в чисто живописном смысле это настоящий шедевр. Чего стоит один интенсивно зеленый тон "букета деревьев" позади Мадонны, или голубые, тона индиго, горы на желтоватом фоне неба. Живопись - жирная, сочная и плавная; тени - горячие, рыжеватые - поразительно прозрачны.

37 Согласно Кроу и Кавалькассель, это произведение Рончо Маркони.

38 Написана она по заказу Урсулы Малипьеро для церкви Св. Елены в Венеции. Окончена картина Кариани.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.