Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
IV - Искусство Гауденцио Феррари

2 - Фрески Гауденцио Феррари

 

Замечательно и то, что в противоположность большинству северян Гауденцио упорно придерживается простоты. Лишь в пышных, круглых складках одежд и в перегруженности композиции фигурами чувствуется некоторый его "провинциализм", во всем же остальном Гауденцио - прекрасный, удивительный декоратор, владеющий, как редко кто, благородным чувством мер

Гауденцио Феррари. Встреча князя Марсельского с Магдалиной. Церковь святого Христофора в Верчелли.

Самыми яркими примерами сказанного являются в обширном творении Гауденцио следующие фрески на алтарной стене S. Maria dеlle Grazie в Варалло (окончены в 1513 г.)47: "Тайная вечеря", "Христос перед синедрионом" (где почему-то сцена представлена на фоне густого сада, причем первосвященник изображен восседающим под балдахином), "Омовение ног", происходящее в галерее на четырехугольных столбах со сводчатым отверстием в глубине, "Бичевание" (портик на грациозных ренессансных колоннах), "Христос перед Пилатом" (стена с прислоненными к ней колоннами и полукруглым барельефом). Прекрасны также и декорации во фресках церкви святого Христофора в Верчелли (1528-1532), особенно в картине "Бракосочетание Богородицы", где фигуры, наподобие фресок Лотто в Бергамо, рисуются на фоне монументальной лестницы Соломонова храма, а также в картинах "Князь Марсельский перед Магдалиной" и "Рождество". Наконец, к самому зрелому в творении Гауденцио принадлежат фрески, происходящие из капеллы Рождества Богородицы в церкви S. Maria della Расе в Милане и перенесенные теперь в миланскую Бреру (окончены после его смерти). Как раз в них декорации поражают некоторой своей примитивностью, однако, едва ли не намеренной в произведениях 1540-х годов. Иерусалим в картине "Явление ангела Иоакиму" по сухости линий, по мелочности масс и даже по наивности перспективы напоминает произведения венецианцев XV века. Напротив того, многие фигуры в том же цикле пышностью своих одежд и широким взмахом жестов уже предвещают Веронеза. К А

 

 

Примечания

47 И в "декорациях" очень часто видна прямая зависимость Гауденцио не столько от флорентийского, леонардовского, сколько от умбрийского искусства, в частности - от Перуджино. Вспомним здесь еще раз заслуги Перуджино в разработке архитектурных фонов, которым он придал столько простоты и благородства. Несомненная близость Гауденцио к Перуджино говорит за прежнее предположение о его тесной дружбе с Рафаэлем (еще Пассаван считал, что до 1510 г. Гауденцио работал с Рафаэлем в Риме), однако документальных подтверждений этого не имеется.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.