Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
VIII - Живописцы-декораторы

2 - Малоизученные творения мастеров

Гиацинто Коррадо. Аполонн и Бахус. Прадо. Мадрид
Творение скончавшегося на русской службе Джузеппе Валериани (умер в 1761 г.)111 до сих пор не изучено и не оценено по заслугам, и это объясняется отчасти тем, что наиболее важные его работы в русских дворцах погублены варварской реставрацией, а отчасти еще тем, что очень трудно разграничить, с полной достоверностью, что принадлежит его кисти, а что кисти его обычного сотрудника, болонца Антонио Перезинотти, состоявшего при русском дворе с 1742 г. Однако достаточно одного почерневшего, но сравнительно нетронутого плафона во дворце графа Строганова и особенно рисунков Валериани в Эрмитаже и в собрании герцога Г. Н. Лейхтенбергского, чтобы в области декоративной живописи отвести мастеру "одно из первых мест среди величин второго разряда". Превосходный знаток перспективы (у него учился сам Пиранези), чудесный архитектор и изящный "фигурист", он себя заявляет в этих работах достойным соотечественником Каналетто и Паннини. Театральные декорации мастера должны были представлять поистине волшебное зрелище, и можно вполне утверждать, что во времена царицы Елизаветы русские люди, благодаря Валериани (а также двум Градицци и Перезинотти), видали зрелища не только внешне эффектные, но и столь же изысканные, как те, которыми могли любоваться избалованные обладатели дворцов на Corso и на Canal Grande.

Творение "кавалера Петрини" (1677-1757?) также до сих пор не исследовано и по-прежнему остается затерянным в маленьких забытых церквах Луганской области; так, например, лучшее, что создано мастером: светлые, радостные по краскам, с необычайным размахом написанные фрески, изображающие Христа среди книжников и Сретение, украшают некогда излюбленное место паломничества - лесную церковку Madonna dOngera, ныне стоящую на недоступной для современных экипажей тропе. Многие из произведений Петрини сходят (и могут сходить) за живопись Тиеполо или еще за живопись другого волшебника краски - Джузеппе Креспи, с которым прекрасные масляные картины и портреты Петрини имеют много общего. Вне всякого сомнения, что более внимательное отношение к "итальянскому" XVIII в., до сих пор не пользующемуся доверием той толпы, которая, идя по проторенным дорожкам, "создает историческую науку", вернет мастера, бывшего на много лет старше Тиеполо, к свету, и в лице Петрини мы получим еще одного первоклассного представителя итальянского рококо, имеющего свое место рядом с другими "новооткрытыми" художниками того же времени: Маньяско, Гварди и тем же Креспи.

Веселого, беспечного Карло Карлоне (1686-1775) мы лучше всего познаем по его плафонным фрескам в небольшой церкви деревушки Скарии (в Val dIntelvi), родом из которой был мастер112. Невероятным должно нам казаться теперь время, в котором сила и радость творчества были настолько велики, что в глуши, для каких-то полуграмотных крестьян, художником, вышедшим из той же скромной среды, создавались такие великолепные декорации, не уступающие отделке дворцов самых пышных государей. Однажды Карлоне, немало потрудившийся во дворцах Баварии и Австрии, изобразил себя со всей своей многочисленной семьей, и эта наивно-нарядная картина одна способна ввести в понимание того времени, одна свидетельствует о том, как бодро еще бился пульс итальянского искусства в те дни, когда уже вся духовная культура в Италии была опустошена, когда все, и сами противоположные идеи, владевшие ею, пришли в полный хаос113. Какими своеобразно пленительными людьми были, вероятно, эти тессинские декораторы, точно и в высокой степени талантливо перенимавшие все, что диктовалось тогдашней художественной модой, писавшие как Тиеполо и Буше, одевавшие своих жен как маркиз, сами не покидавшие пудреных париков и штофных халатов, а в глубине души остававшиеся теми же простоватыми поселянами, какими были их отцы и деды, какими являются и теперь еще их потомки, весело пирующие в прохладе лесных "кантин".

Себатьяно Конко. Эней в Елисейских полях. Уффици. Флоренция

111 Giuseppe Valeriani (как и брат его Доменико) был родом из Рима, но свое образование он получил под руководством венецианского пейзажиста Марко Риччи; в 1742 г. призван на русскую службу; умер в Петербурге в 1761 г.

 

112 Carlo Carlone был учеником Квалио в Милане, но завершил свое образование в Венеции.

 

113 Находится в собственности потомков Карлоне в деревушке S. Rocco в Val dIntelvi.

 

 

Примечания

111 Giuseppe Valeriani (как и брат его Доменико) был родом из Рима, но свое образование он получил под руководством венецианского пейзажиста Марко Риччи; в 1742 г. призван на русскую службу; умер в Петербурге в 1761 г.

112 Carlo Carlone был учеником Квалио в Милане, но завершил свое образование в Венеции.

113 Находится в собственности потомков Карлоне в деревушке S. Rocco в Val dIntelvi

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.