Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
IV - "Храмы" искусства

4 - Дольчи. Арпино

Кристофано Аллори. Читающая Магдалина.

Несколько флорентийских художников, годы рождения которых относятся к первой трети XVII в., примыкают к искусству Альбани. Какие-то присущие Тоскане черты нежной полускрытой чувственности, сказывавшиеся уже в искусстве XV в. - в Мадоннах и в Венерах Боттичелли, в ангельских хорах Филиппино, в статуях Верроккио и достигшие затем своей предельной остроты в "улыбке Леонардо", снова пробиваются наружу, но выражают на сей раз нечто совершенно иное по существу. В XV в. все, и даже самое изысканное, носит отпечаток свежести, и никогда мы не встретимся там с каким-то привкусом лицемерия. Живопись флорентийцев XVII в., напротив того, полна пикантных недомолвок и намеков, или же она прикрывается скромной одеждой святошества. Не о смелом искусстве Леонардо вспоминаешь, глядя на очень пленительные в своем роде картины Фурини38, Дольчи и других, но сразу узнаешь их родство с "коварным" искусством Корреджо.

В частности, Дольчи39 все еще разделяет с Гвидо и с Карло Маратти фавор большой публики. Теми чарами, которые сокрыты в "Скорбящей Богоматери" или в "Святой Цецилии" Дольчи, католической церкви, утратившей власть над живой жизнью и над великими умами, удалось растянуть на столетия свое могущество над душами "малых сих". Когда разучились строить готические соборы и на этом языке общаться с внешним миром, когда попытка христианства вернуться к просветленной жизни древних оказалась преждевременной, то пришлось "спасать положение", возникло искусство барокко, которое забавляет, подавляет или умиляет, но уже не касается всех тех основ, которые создают духовное здоровье человека.

Франческо Фурини. Лот и дочери. Прадо. Мадрид
А   165 Дольчи один из тех, которые всецело отдали свое творчество в услужение этой "прельщающей" церкви, и искусством верного ее сына она до сих пор пользуется, распространяя его в дешевых олеографиях по всему миру. Сказанное не мешает, однако, Дольчи быть замечательным мастером. Эрмитажная "Св. Цецилия" и ряд портретов его принадлежат к самым совершенным произведениям известной категории. Даже в несимпатичной вылизанной фарфоровой живописи мастера нельзя не признать изумительного совершенства. Можно подумать, что Энгр выработал свою эмалевую, глазуревую технику не только на изучении Гольбейна, но и на очень внимательном вглядывании в приемы Дольчи40.

Флорентийский академизм отличается оттенком известной нежности, и нередко эта черта в флорентийских картинах сеиченто способна в сильной степени примирять нас с ними. В Риме, где академизм возник еще в дни Рафаэля, где он возник как следствие взаимных влияний первейших художников, где могла зародиться сама идея отвлеченно совершенного, примиряющего противоречия, космополитического искусства, в Риме, где братья Караччи и прочие "болонцы" создали свои самые цельные произведения, - там академизм получил наиболее прямолинейных и выдержанных представителей, и, вероятно, как раз в этом причина того, что среди римлян сеиченто и сеттеченто очень немногие терпимы для современного вкуса. Впрочем, укажем сейчас же, что не без влияния академизма выросли именно в Риме и две важнейшие отрасли искусства барокко: монументальная декоративная живопись и исторический пейзаж41.

Ряд римских академиков начинается с кавалера Арпино42, или, вернее, творчество этого мастера является продолжением академического искусства в Риме, - ведь чертами академизма уже стала отличаться живопись как ближайших учеников Рафаэля и Микель Анджело (Полидоро, Перино, Сальвинти, Вазари), так и таких художников, которых зачисляют обыкновенно в особую категорию "маньеристов": обоих Цуккаро и Пеллегрино Тибальди. К последним и примыкает Арпино, бывший излюбленным живописцем при дворе нескольких пап, да и вообще пользовавшийся повсеместной славой и почетом. Сейчас нам это непонятно. Даже наименее продуманные произведения Федериго Цуккаро кажутся, рядом с шедеврами Арпино, серьезными и красивыми, настолько у последнего все превратилось в легкую игру формами, в быстрое упражнение, согласно раз навсегда установленным схемам. Да и в свое время Арпино навлекал критику более взыскательных художественных ценителей. Тем не менее мастеру удалось остаться во главе римской художественной школы в продолжение всей своей долгой жизни, и это исключительно благодаря тому, что в то время голый формализм приобрел решающее значение, что власть имущие вполне удовлетворялись подобным изящным и пустоватым, приличным и "безобидным" искусством. К

Карло Дольчи. Св. Цецилия. Императорский эрмитаж
6

Примечания

38 Francesco Furini, сын портретиста Филиппе Ф., родился во Флоренции в 1604 г.; ученик своего отца и М. Росселли, дополнивший свое образование пребыванием в Риме и в Венеции; с 1644 г. он состоял священником в Муджелло, близ Борго Сан Лоренцо; умер мастер во Флоренции в 1649 г. К шедеврам этого "Корреджо Флоренции" принадлежит прекрасная и очень своеобразная картина "Гилас и нимфы" во Флорентийской Академии, а также "Магдалина" в Венской галерее и "Лот с дочерьми" в Прадо. В Юсуповской галерее в Петербурге имеется картина "Грации" и головка работы мастера.

39 Carlo Dolci родился во Флоренции 25 мая 1616 г.; ученик Якопо Виньяли; умер 17 января 1686 г. в родном городе. Характерные образцы его творчества имеются во всех больших галереях; в Эрмитаже мастер представлен семью картинами.

40 К последним видным флорентийским академикам принадлежат: искусный декоративный живописец Antonio Domenico Gabbiani, ученик "кортонеска" Чиро Ферри, писавший также портреты и пейзажи (1652-1722), и ученик Габбиани - Benedetto Luti (1666-1724), автор популярного "Пастушка" в Эрмитаже.

41 Из римских художников мы назовем в этом месте лишь мастеров, творчество которых всецело принадлежит академическому толку; обсуждение же творчества Пьетро да Кортона, Пуссена и Клода, с их потомством, мы откладываем до следующих глав.

42 Giuseppe Cesari, прозванный "il cavaliеre d'Arpino" (во Франции "le Josepin"), родился около 1560 г. в Риме (отец его происходил из неаполитанского Арпино); ученик своего отца, бывшего живописцем-ремесленником церковных картинок, и Кристофано Ронкалли "dalle Pomerancie", одного из самых безотрадных эпизодов возрождения; одно время Джузеппе сотрудничал с Джакомо Роккой, от которого он унаследовал целое собрание рисунков Микель Анджело. В составе посольства кардинала Альдобрандини Арпино посещает в 1600 г. Францию, где удостаивается ордена св. Михаила и где впоследствии он пользуется чрезвычайным успехом. Арпино работал при десяти папах и оставил по себе несчетное количество довольно посредственных произведений, среди которых можно отметить мозаики в куполе San Pietro, фрески в Капитолии и в римской церкви S. Maria in Valicella, фрески в Palazzo Castracani в Фано и плафоны в сакристии неаполитанской чертозы S. Martinо. Умер мастер, окруженный почетом и богатством, 3 июля 1640 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.