Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
VIII - Художники-"фантасты"

4 - Виртуозное художество

Чрезвычайно близко к Яну Брейгелю подходит его постоянный сотрудник Гендрик ван Бален и художники семьи Франкен102. Но сравнительно с ними, даже утонченный, склонный к мелочности, Брейгель может показаться мощным, здоровым, - настолько их творчество еще более отдано служению "прециозному" вкусу аристократических любителей, настолько они поглощены всем тем, что в живописи является "игрой". В творении Яна мы можем выбрать ряд картин, полных подлинной поэзии и чувства. Его "светские мадригалы и романсы" все же отражают живые, а иногда и довольно сильные впечатления. Напротив того, произведения Франкенов и Балена - сплошное виртуозничанье; это скорее предметы художественной промышленности, нечто родственное изделиям ювелиров, персидским коврам, китайскому фарфору, и правильнее всего рассматривать их картины в качестве прелестных "вставок", предназначенных для того, чтобы "поднять" красочный эффект каких-либо резных панелей, шкафов эбенового дерева или одетого в мрамор камина.

Коллекционерский снобизм наших дней выражает свою бестолковость именно по отношению к таким произведениям, как картины группы Франкенов и им подобных. Завсегдатаи антикварных магазинов готовы заплатить десятки тысяч за восточную вазу, за старинную шпалеру, за оттиск цветной гравюры, и, напротив того, они презирают подлинные "цветы живописи" - эти картины "друзей Рубенса", картины, восхищавшие таких гурманов краски, какими были фламандские бюргеры и аристократы начала XVII века. В той даже небрежности, с которой Франкены относятся к действующим лицам, в той схематичности, которая проглядывает в их движениях, есть своя декоративная прелесть, - именно она-то и сообщает их скромный, "подчиненный" характер, дающий им возможность "аккомпанировать" другие, более сильные и значительные темы. Подобно "гротескам" итальянцев XVI века: Перино, Джовани да Удине, Почети и мн. др., декоративные картинки Франкенов и Балена указывают на удивительную общую культуру искусства, на все то, что дозволяло в свое время скромным, но все же ценным талантам оставаться скромными и тем самым ценными.

Аналогичную роль с Франкенами и Баленом играл еще один антверпенец - Иоос де Момпер103. И его картины предназначались главным образом для украшения стен, а не для отдельного любования. Но все же Момпера нельзя ставить в один ряд со "скромными ремесленниками". Это был сильный художник, обладавший необычайно размашистой техникой и удивительно звучной красочностью.

Момпер играет в развитии пейзажа более видную роль, нежели это обыкновенно думают. Он не только стоит выше своих соотечественников - пейзажистов "круга Рубенса", вроде Лукаса ван Удена, ему не только многим обязаны такие эффектные мастера, как де Ваддер и Артуа, но мы встретим отголоски его широких приемов, его гибкой техники, его красиво-условных тонов в творчестве гиганта Веласкеса, здоровяка Орренте, очаровательного Фети и причудливого Геркулеса Сегерса, а косвенным образом Момпер повлиял и на Маньяско, и на Гойю, и на многих других мастеров. Это у Момпера горный пейзаж, возникший еще в Нидерландах в XV веке, вступивший затем под влиянием Италии в новую эру в творчестве Патенира, Блеса, Скореля, Питера Брейгеля, Валькенборха и Гуфнагеля, достиг в начале XVII века какой-то предельной легкости и воздушности. Затейливее Момпера сочиняли свои пейзажи Пауль Бриль, Ян Брейгель и все их последователи; но у Момпера мы найдем сами благородное сочетание красок (и вовсе не одних только условных "трех тонов"), наиболее плавную и энергичную технику, обостренное "понимание пространства". Наслаждение доставляют картины Момпера и вблизи и издали: вблизи нас волнует бравурность его кисти, его смелые потоки краски, его могучие удары кисти; издали этот прекрасный хаос техники складывается в спокойные симфонии, в чудесные перспективы, открывающиеся на природу, в которой фантастика чудесным образом сплетается с тонкой наблюдательностью104.

Примечания

102 Из многочисленной семьи Francken, или Franck, или Vranck заслуживают внимания в общей истории живописи следующие художники: три сына живописца Никласа из Герентальса (1520-1596 гг.), все трое - ученики Ф. Флориса: Гиеронимус или Иером (1540-1610 гг.), живописец французского короля, живший с 1566 г. в Фонтенбло и в Париже (ему приписывают прекраснейший intеrieur в Стокгольме, картину, относящуюся к 1620-м годам; гораздо вероятнее, что ему принадлежат оба "бала" в Лувре), Франс-Старший I (1542-1616 гг.) и Амброзиус (1544-1618 гг.) и, кроме того, Франс Франкен-Младший - сын Франса Франкена и его ученик (1581-1642 гг.). К сожалению, мы можем отчетливо различать лишь творчество Амброзиуса, отличного мастера, близкого по духу к Мартину де Вос, тогда как очень трудно разобраться в том, что из однородной массы картин, разбросанных по всевозможным собраниям, распределить между тремя Франсами Франкенами, между "вторым Амброзиусом", вторым Иеромом и Габриэлем. Настоящим основателем обособленного "стиля Франкенов" надо, во всяком случае, считать Франса I. - В семье художников Balen более всего известен Hendrik van Balen I, родившийся в Антверпене в 1575 г. бывший учеником А. В. Ноорта и умерший 17 июня 1632 г. В 1593 г. он посетил Италию. В кругу антверпенских художников Бален занимал очень видное положение, был дружен с Рубенсом и Я. Брейгелем, а дочь его была замужем за Тульденом. Совершенно исключительного достоинства картина Валена в венской Академии Художеств "Одиссей у Калипсо". В одну группу с Баленами и Франкенами можно еще включить целый ряд художников, из которых отдельного упоминания заслуживает Симон де Вос (1603-1676 гг.) и, отчасти, Себастиан Вранкс, о котором мы еще будем говорить.

103 lodocus или loos de Momper II был внуком живописца lodocus de Momper 1 (1516- 1559 гг.), произведений которого не дошло до нас. Иоос де Момпер родился в Антверпене в 1564 г. (семья происходила из Брюгге) и, вероятно, был учеником своего отца; принят Иоос в гильдию в 1581 г.; женился 4 сентября 1590 г. на Елизавете Гобейн; в 1611 г. он состоял старшиной гильдии; умер 5 февраля 1635 г. Достоверно неизвестно, совершал ли Момпер далекие путешествия и, в частности, был ли он в Италии (ряд приписываемых ему рисунков 1592 г. в Альбертине изображают виды Рима), но едва ли допустима мысль, что прекрасные горные виды, изображенные на большинстве картин художника, единственно плоды его фантазии или подражания картинам товарищей, бывших в Тироле и в Швейцарии. Кроме Иооса, заслуживают еще внимания следующие члены этой фамилии: отец его Бартоломейс, гравер и издатель (не ему ли принадлежат рисунки спорных видов в собраниях С. Яремича и кн. Аргутинского?), Франс (1607-1677 гг.), работавший во вкусе П. Молейна и Гойена, и сын Иооса, Филипп (умер около 1635 г.), которому часто принадлежат фигуры на картинах отца. Кроме него, фигуры на картинах Иооса де Момпер писали: Рубенс, все три Франкена, Л. Франхойс, Бален, Вранкс и оба Тенирса.

104 Близко к Момперу стоит Tobias Verhaecht, или van Haecht, известный более всего благодаря тому, что он был первым учителем Рубенса. Верхехт или, вернее, Ферхехт родился в Антверпене в 1561 г. и умер там же в 1631 г. Будучи во Флоренции, он пользовался милостью великого герцога тосканского; в 1590 г. он зачислен мастером в антверпенскую гильдию; кроме Рубенса, Верхехт образовал целый ряд живописцев, не играющих, однако, выдающихся ролей в истории живописи. Произведения его имеются в Аахенском, в Брюссельском (1615 г.), в Майнцском, в Венском музеях и в Венецианской Академии (под именем Матиаса Кока). Верхехт, бывший всего на три года старше Момпера, несравненно менее виртуозен, нежели последний; часто его картины напоминают Валькенборха и Гуфнагеля.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.